Чистейшего гоцци чистейший образец
Традиции комедии дель арте уходят корнями, как принято говорить, в глубь веков. Они выросли из уличного театра и вырастили из него классический стандарт комедии масок, свято почитаемый как в Италии, так и во всех театрах мира. Классический пример - легендарная "Турандот" в Театре Вахтангова, которой даже поставлен памятник у театра. Но что это значит сегодня? Как давно современный зритель сталкивался с этими традициями в реальности? И вот в РАМТе режиссер-экспериментатор Олег ДОЛИН не просто показал самое современное прочтение Гоцци, но и сделал это по всем канонам площадного театра.
Начать с того, что уже при входе в крошечный внутренний двор театра, где всего 45 мест, вы оказываетесь не то в колодце Петербурга, не то в любой подворотне Палермо. Трудно поверить, что где-то в двух шагах находятся Госдума и мэрия, но не волнуйтесь, вам не дадут об этом забыть.
Малоизвестная пьеса Карло Гоцци "Зобеида" - идеальная модель, чтобы поговорить о проблемах сегодняшних, но сделать это смеясь, почти топая ногами от восторга и наслаждаясь упоительной атмосферой чистой условности.
Сюжет сказки прост - на сороковой день волшебник Синадаб (Синадабович) выставляет своих уже надоевших жен, превращая их в разных животных. Узнав об этом, царь Бедер со своим сыном пускается на поиски Зобеиды. Действие начинается с того, что шел уже 39-й день брака и наивная и прекрасная девушка (трепетная Анастасия ВОЛЫНСКАЯ) еще искренне восторгается своим прекрасным мужем (а кто этого не делал на втором месяце брака?). Но тут появляется жрец, восхитительноскрипучий (Сергей ПЕЧЕНКИН), и посвящает ее в истинные планы мужа.
Спектакль, весь сделанный вручную из картона и палок, на импровизированно сколоченной сцене, с живой музыкой, пением и шумами (там целая машинерия для этого), увлекает с первой же секунды. Зрителю предлагают поиграть в комедию дель арте с картонными кривыми масками, привычными Панталоне и Труффальдино, условными декорациями и переодеваниями прямо на глазах у зрителей, и он безоговорочно принимает эту игру.
Отдельного восхищения заслуживают два молодых, невероятно талантливых актера. Михаил ШКЛОВСКИЙ в роли Синадаба просто воплощение обольстительного зла. Его пластические импровизации напоминают все лучшие образцы этого жанра от Райкина до Мистера Бина. Александр ДЕВЯТЬЯРОВ играет сразу две роли - министра Тарталью (типичного московского чиновника) и старого царя Бедера, явно кавказских кровей, и делает это просто блестяще.
Режиссер Олег Долин, уже прославившийся своими спектаклями ("Снегурочка" на гироскутере в театре Наций, "Медведко" и "Коновалов" в РАМТе), удивительно точно умеет создать атмосферу и расставить смысловые акценты. Спектакль становится настоящим удовольствием как для зрителей, так и для актеров - это ли не высшее театральное достижение, когда энергия зала и сцены сливаются, пространство между вымыслом и реальностью стирается и появляется некая общая энергетика, почти та самая мировая душа, о которой мечтал Чехов и которая наполняет смыслом и настроением не один день после просмотра спектакля.
Мария Чемберлен
"Московская правда"