Женщины Лазаря

Роман Марины Степновой вышел в 2011 году и сразу был и замечен, и отмечен, и обласкан. Он стал одним из победителей "Большой книги", получил номинации других литературных премий - "Русского Букера", "Ясной Поляны" и "Нацбеста". Переведен на 25 языков. До экранизации дело не дошло, зато театральное прочтение романа представил в нынешнем феврале Молодежный театр (РАМТ). 

В этой семейной саге, охватывающей почти весь двадцатый век (на конкретный год указывают электронные часы), много действующих лиц, бытовых подробностей и мало диалогов. При этом авторский язык густой, как яблочное варенье, витиеватый, затейливый и, несмотря на наличие ненормативной лексики, даже старомодный - предложения на две-три-четыре строки, с обилием эпитетов (спойлер: мата в спектакле нет). 

Автор инсценировки Мила Денёва и режиссер Алексей Золотовицкий признавались, что максимально бережно отнеслись к 450-страничному кирпичу. А потому трем актрисам - Антонине Писаревой, Нелли Уваровой и Анне Ковалевой - больше приходится не столько играть этих самых женщин Лазаря (гениальное советское научное светило Лазарь Линдт, один из создателей атомной бомбы, вымышлен писательницей), сколько пересказывать сюжетные перипетии. А потому они то и дело выходят из образа и в прямом смысле примеряют на себя пиджак с чужого плеча, изображая заодно и мужчин. 

Театральную условность усиливает ироничная, игровая сценография. Публику сажают прямо на сцену основного зала, где сооружен небольшой амфитеатр, а площадка, предназначенная для действующих лиц, то и дело преображается: то зеркальные стены распахнутся, то стол сверху опустится, то ванна из кулис выкатится. И окажется эта ванна, если развернуть её другой стороной, одновременно и кушеткой. А то прямо перед вашим носом станут месить тесто. 

Роман Степновой литературные критики называли «очень женским». То же самое, скорее всего, театральные критики напишут и о спектакле. Зрительницам, а не секрет, что львиную долю мест в любом зале занимают женщины, окажутся близки переживания трех главных героинь и философия авторки: ничего важнее любви и дома (нет, даже так - Дома) в жизни нет. Другое дело, что любовь в этой истории окажется горькой и будет вечной спутницей великой нелюбви... 

Влад Васюхин // Alterlit

Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.