На Большую сцену РАМТа снова ступает нога зрителя. Небольшой мир большого романа Марины Степновой "
Женщины Лазаря" ожил на знаковой сцене, став камерным, окутывающим пространством. Режиссер Алексей Золотовицкий и автор инсценировки Мила Денева постарались максимально бережно подойти к прозе Степновой, сохранив авторские интонации и язык.
Художник София Егорова придумала лаконичный конструкт. Поначалу и не угадаешь, какие тайны скрывают серебристые то ли стены, то ли двери. И лишь с течением времени этот "кубик рубика" даст нам и квартиру советского ученого, друга вождей, и уютный быт Маруси, и тот самый полигон для испытаний, ставший для Лазаря вершиной академической карьеры.
Таких разных женщин Лазаря Линдта и даже - пунктиром - самого гениального ученого на сцене воплощают три актрисы. Распределение достаточно условно: Марусю, первую любовь Лазаря, играет Анна Ковалева, его жену Галину - в пару Нелли Уварова и Дарья Семенова, внучку Лидочку - Антонина Писарева. Они же представляют три части "арифмометра" Лазаря Линдта, от которого физически на сцене лишь три пиджака да бюст. Они же - само время и все сквозные персонажи сразу. Здесь спектакль очень явно, но без подражания, наследует тому, что сейчас определяется как режиссерский стиль Марины Станиславовны Брусникиной, с ее характерным многоголосьем ансамбля на сцене.
Маруся в исполнении Анны Ковалевой - счастливая женщина вне зависимости от внешних обстоятельств, олицетворение уюта и гармонии. Сцена, в которой пекутся пироги и раскатывается тесто, настолько волшебна, что зрителя автоматически отбрасывает в счастливое детство "у бабушки", просыпаются ощущение запахов и воспоминания.
Лидочка - ненужный никому ребенок, чей единственный друг - домовая книга Елены Малоховец. Антонина Писарева играет воробушка, готового присесть на плечо проявившего к ней доброту. Только люди вокруг эту доброту проявлять не очень-то и умеют. Предыстория Лидочки для зрителя, не читавшего роман, самая туманная. К сожалению, из спектакля не до конца понятно, что случилось с ее отцом, этот вопрос остается в качестве домашнего задания. Писаревой же принадлежит и ершистый образ беспризорного юного Лазаря, пришедшего в Москву как второй Ломоносов и свалившегося на голову семейству Чалдоновых.
Галина Петровна, самая сложная и противоречивая из женщин Линдта, для неподготовленного зрителя станет самым интересным и непредсказуемым персонажем. Ибо не читав роман, оцениваешь показанный со сцены образ. Узнав же книжную историю героини - совершенно меняешь оптику. Нелли Уварова пополнила свою галерею роскошнейших женщин, выйдя в игре на новый уровень. Ее Галина - ходячее определение женщины-вамп, сводящей с ума одним поворотом головы.
На сцене РАМТа три актрисы, словно три музы или же три мойры, плетут полотно жизни: порой кружево, порой грубый домотканный холст или, наоборот, уютную вязку. Получается неоднородная суть человеческой судьбы, понятная и трогающая каждого.
Ольга Шишорина // LocalDramaQueen