В этом сезоне в РАМТ прошла премьера спектакля Алексея Золотовицкого "
Женщины Лазаря", созданного на основе одноименного романа Марины Степновой.
На большой сцене создатели спектакля выстроили маленький мир вымышленного советского ученого Лазаря Линдта, занимавшегося разработкой атомной бомбы. Зрители - будто количественно уменьшенная копия всех в мире живущих, а актрисы - на сцене в этом спектакле только женщины Лазаря - маленький мир главного героя. Хотя, нет, не совсем так. Актрис, действительно, трое - Антонина Писарева, Нелли Уварова и Анна Ковалева - но и Лазарь присутствует в зале ежеминутно. Он видится в обстановке комнат, мерещится в одежде и ощущается в его женщинах. И не только когда то одна, то другая изображают его, но и когда они просто о нем говорят.
Режиссеру Алексею Золотовицкому достаточно точно удалось перенести на сцену не только мир Лазаря, выстроенный Мариной Степновой на страницах книги, но и атмосферу самой книги. Спектакль небольшой - всего два часа без антракта. Но лишь линия Лидочки показалась не полностью раскрытой, в остальном придраться не к чему. Перемешанные фрагменты - во времени, чередуя рассказчиц - постепенно выстраиваются в единую картину и, главное, образ великого ученого. Именно созданию образа Лазаря Степнова уделила основное внимание в своем произведении. Режиссер пошел следом. Только герой в книге обладает телесностью, а в спектакле он создан чувствами других людей. Чувствами разными, но так тонко переданными актрисами.
Три женщины проживают не только свои жизни, но и жизнь Линдта. Они из разных поколений. И каждая знает разного Лазаря. Маруся, видевшая в нем сына, когда он жаждал, чтобы она видела в нем мужчину, нежно вспоминает его юным, обтрепанным и голодным, потом великим, но не менее родным. Галина, вынужденно ставшая его женой, помнит его страшным стариком, влиятельным и всемогущим. А внучка Лидочка, вовсе и не знавшая знаменитого деда, но очень похожая и при этом непохожая на него, живет лишь в историях и воспоминаниях о нем.
Спектакль затягивает не сразу. Поначалу маленькая коробка сцены, обложенная мутными зеркалами балетного класса, кажется не скрывает ничего интересного. Но как зеркала, распахнувшись, открывают то шкаф, то кухню, то спальню, то кабинет, спектакль пробуждает в зрителях и эмоции, и интерес, и переживания за героев.
В работе чувствуется почтение к первоисточнику. Одна из ценностей книг Марины Степановой - богатый, насыщенный, не нарочито, а искренне, язык. И вот в спектакле с этим языком обошлись очень бережно.
Спектакль о любви - нежной, страшной, стирающий с лица земли и возвращающей к жизни. А еще о нелюбви - такой же сильной и меняющей испытывающего ее человека. И это очень по-настоящему.
Юлия Фокина // LocalDramaQueen