Два часа без антракта в советском прошлом

Российский молодежный продолжает прокладывать для своего титульного зрителя маршруты по советскому прошлому - этой terra incognita, которую он знает не по личному опыту. Восполнить отсутствие прямого контакта может контакт опосредованный - художественный, без которого - и рамтовцы в этом абсолютно убеждены - разорванные связи времен не восстановить. Недавняя большая премьера - спектакль Алексея Бородина "Душа моя Павел" по одноименному роману Алексея Варламова - это путешествие в начало 80-х, когда, по словам самого режиссера, "одни еще верили в светлое будущее и окружающую их стабильность, а другие точно знали, что совсем скоро от привычного мира ничего не останется". Молодой режиссер Алексей Золотовицкий замахнулся на гораздо более значительный временной отрезок, вместивший в себя жизни трех поколений, задумав перенести на сцену роман Марии Степновой "Женщины Лазаря".
Это вторая работа Золотовицкого в РАМТе - в 2018-м он инсценировал повесть известного советского писателя Юрия Коваля "Самая легкая лодка в мире". Уже тогда было ясно - постановщик чувствует структуру прозаического текста и понимает, что литература существует на театральной сцене по своим законам, отличным от законов драматургии. Это и обеспечило спектаклю счастливую сценическую жизнь в рамтовском репертуаре. Но главное, что отличает Алексея (воспитанника Олега Кудряшова) от большинства режиссеров его поколения, обращающихся к реалиям советской жизни, он не пытается "взломать" ее отмычками сегодняшнего дня, а искренне стремится разобраться в системе координат, эту жизнь регламентировавших. В работе над многоплановыми и разновременными "Женщинами Лазаря" (действие разворачивается между 1918 и 1998 годами) это было особенно важно.

В 2012-м Марина Степнова была удостоена за свой роман третьей премии "Большой книги". Семейная сага на фоне бурной эпохи - жанр сегодня весьма востребованный. Потому что эпоха со всеми ее катаклизмами - это рама, в пространстве которой разворачивается повседневная жизнь каждого из нас, а читатель, раскрывая книгу, надеется обнаружить на ее страницах кого-то, до боли напоминающего его самого. И зритель идет в театр за тем же чувством узнавания. За пониманием и сочувствием. В "Женщинах Лазаря" - бумажных или сценических - он все это найдет.

Дом, за надежными стенами которого можно укрыться от невзгод и сохранить самого себя, и любовь, способная придать смысл жизни, даже когда он утерян, казалось бы, безвозвратно. Писательница, а вслед за нею и режиссер пытаются проанализировать, что происходит с природой женщины, если у нее есть и то и другое, что-то одно или вообще ничего. Но романисту для этого требуется множество персонажей, а режиссеру Золотовицкому и автору инсценировки Миле Деневой достаточно троих. Три женщины в разном: домашне-уютная Маруся (Анна Ковалева) в скромном ситчике в белый горошек, мраморно- жесткая и холодная Галина Петровна (Нелли Уварова или Дарья Семенова) в элегантном сером костюме и беззащитно-хрупкая Лидочка (Антонина Писарева), сменяющая по ходу действия балетный комбинезон на голубенькое платьице с оборочками.

Три женщины, судьбы которых намертво впаяны в судьбу гениального физика Лазаря Иосифовича Линдта из когорты "крестных отцов" советской атомной бомбы. Но ни сам Линдт, ни прочие мужские персонажи на сцене не появятся. Зрителям, разместившимся в пятирядном амфитеатре прямо на огромной рамтовской сцене, предстоит погружение в, если можно так выразиться, дистиллированно женский мир. Актрисы не играют своих героинь, не перевоплощаются в них до конца - каждая оставляет некий зазор для взгляда со стороны. Для личной иронии, сочувствия, а главное - размышления.

Юный Линдт, пригретый старшим коллегой, влюбляется в его жену - Марусю, как мальчишка, рано оставшийся без матери. И для Анны Ковалевой в этой женщине самым важным является великое смирение перед бездетной участью, дающее силы жить в любви к миру и людям. Выросший в маститого, почти всесильного академика, Линд делает своей женой молодую лаборантку Галочку, в одну ночь силой выдернув ее из собственной жизни и запаяв в золотой клетке академической жены. Нелли Уварова буквально в режиме реального времени показывает, как проклевывается в сломанной Галочкиной душе монстр, не ведающий ни любви, ни сострадания. Тень Линдта, много лет назад отошедшего в мир иной, витает над внучкой Лидочкой, похожей на деда как две капли воды и вдобавок, к несчастью, унаследовавшей от него гениальность, только не в физике, а в балете. И главной темой для Антонины Писаревой становится проблема неготовности человека к своему дару.

По воле сценографа Софьи Егоровой холодные зеркала балетного класса (хореограф Екатерина Кислова поставила актрисам настоящую балетную пластику) неслышным поворотом открывают перед публикой бережно воссозданные уголки канувшей в Лету жизни - все эти кожаные диваны, массивные комоды, лампы с оранжевыми абажурами. Этот призрачный мир на два часа обретает и свет, и звук, и плоть, и стать. И понимаешь, что это мы делим время на эпохи, периоды, годы. А оно непрерывно. И сегодня мы таковы, потому что вчера наши папы и мамы были иными…


Виктория Пешкова // "Литературная газета"

Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.