Железнодорожная терапия

На Малой сцене РАМТа показали неожиданную премьеру - постановку романа Дмитрия Данилова "Пустые поезда". Режиссер Алексей Золотовицкий, взявший на себя роль автора инсценировки и отвечавший за музыкальное оформление, вместе с небольшим актерским ансамблем создал на сцене Молодежного театра медитативный спектакль о путешествиях, эскапизме, поездах и о поиске покоя.

"Если выбирать, самолет или поезд, я однозначно выберу поезд!" - говорит режиссер Алексей Золотовицкий. Эта необъяснимая любовь к стуку рельс, атмосфере пути и странствию от вокзала к вокзалу может быть понятна каждому. Сама романтика дороги всегда отражается на восприятии путешествия и иногда оказывается гораздо значимее пункта назначения. "Что, если взять и поехать? Переждать… И вернуться обратно?" Но какое особое чувство так пленит героя и зовет в дорогу?

В пути, по сути, ничего не происходит. Бытовая картина вагона электрички, болтовня на станции, воспоминая, унылый вид из окна - "настоящий флаг России серо-черно-белый", снег, деревья, серое небо… Такая простота повествования становится идеальным отражением прозы Дмитрия Данилова. В простоте, абсолютной ясности описываемых бытовых ситуаций проявляется жизнь и рождается личное восприятие: любой из актеров может примерить на себя роль главного героя, этого странствующего любителя паровозов. Им же может оказаться и любой зритель в зале.

"Перед тем как поехать в Осташков, надо осмотреть паровоз вблизи. Постоял, походил рядом с паровозом. Паровоз стоит и дышит, вздыхает, пыхтит, постанывает. Хочется написать, что паровоз живой. А почему бы и не написать. Назвать этот объект неживым просто язык не поворачивается. Тем более что граница между живым и неживым довольно условна и проницаема".

По словам самого Дмитрия Данилова, он и не представлял, каким образом его роман возможно представить на сцене: цикл дорожных очерков рождался постепенно из описательных постов в соцсетях и вдруг вырос в настоящий спектакль, где ансамбль артистов представил не просто картину пути, а целую фантастическую историю. В ней рядом с путешественником бытовые картинки обретают очертания сказочных сюжетов и размывают границу реальности. Метафизику такого путешествия уже труднее объяснить, но понять все еще возможно: все опять раскрывается через личное ощущение. Кто не мечтал и не давал волю своему воображению, глядя в окно на проносящиеся пейзажи?

Говоря об ансамбле, стоит упомянуть, что для Алексея Золотовицкого "Пустые поезда" - уже третья рамтовская работа. Труппа режиссеру знакома, оттого все "железнодорожные фантазии" стали итогом общего труда и идей. Так появились образы, которые Данилов описывает довольно обыденно или не использует вовсе.

"Очень люблю прозу Дмитрия Данилова. И наши приятные трудности были в том, что это - маленький роман, в котором человек ничего не делает, просто сидит в электричке и смотрит в окно. Но когда я читал этот текст, для меня путешествие в электричке превратилось в приключение Одиссея или Алисы в Стране чудес, где они встречают Циклопов и других волшебный существ. Мы постарались сделать это в нашем спектакле. В тексте, например, есть слова, что "Кажется, электричка поет" ... Вот и у нас - поют! Вообще, игровой театр - наше все! Многие детали вышли из личных наблюдений", - рассказал режиссер.

Вот на сцене, или в поезде, следующем по маршруту Бологое - Осташков - Бологое, появляется "вагонный певец", который, обращаясь к добрым слушателям-пассажирам, исполняет в популярную песню Жени Трофимова "Поезда". После эту песню на свой лад исполнит хор, так называемый дух дороги: "Нас ссорили поезда, но мирил нас пустой вокзал…".

Этот путь героя тревожный: он сопровождается попытками дозвониться в ковидный госпиталь, попытками узнать состояние мамы. Зрителю становится ясно: дорога - это, вероятно, единственное или то немногое, что помогает человеку отвлечь свои мысли от беды и уйти в воображаемый, другой мир. Да, в РАМТе сам жанр спектакля обозначили как "медитативный туризм", а в этой медитации, оказывается, и есть ключ к покою человека, влюбленного в железную дорогу.

"Вспомнилась январская поездка из Бологого в Осташков и обратно. Тогда все время пытался дозвониться до больницы, узнать, как мама, долго не мог дозвониться, а потом, когда дозвонился, выяснилось, что там все не очень хорошо. А сейчас уже не надо звонить в больницу. Не надо волноваться и заботиться. Не надо переживать, что все плохо. Теперь не плохо и не хорошо. Теперь все. Можно просто ехать, ехать себе, и не звонить, и не беспокоиться".

Это блаженное состояние путешественника, трясущегося в поезде, вдруг приобретает какой-то вселенский масштаб и абсолютность. Отключение мобильной связи, легкий шум, спокойствие. В этом месте, кажется, любой человек нашел бы свою нирвану. Тут же навстречу переживаниям героя отправляется новая фантазия: в вагоне оживает призрак Николая II. Происходит это при поездке до станции Дно, где царь отрекся от престола. Актер Максим Заболотний, примеривший на себя образ последнего русского императора, описывает этот фрагмент спектакля, как способ обмена опытом, как своеобразную ж/д терапию случайных попутчиков. Разговор людей, которым довелось проехать по одному пути: "Это не историческое наблюдение за персонажем, а больше выдуманный герой, чья история, как я думаю, должна воздействовать и на главного героя. Он же сидит и предлагает диалог: "У меня случилось это. Я отрекся. А что у тебя произошло?". И, если, действительно, просмотреть дневники Николая за те дни, там будут такие же обыденные записи".

Благодаря таким фантастическим внезапным историям, этот вагон на сцене становится капсулой, оторванной от мира, от времени и пространства. Словно бы герой наконец находит путь к покою через эскапизм. Это уже не поезд, следующий по конкретному маршруту, а целый космический корабль или даже машина времени. На ней можно попасть в Бологое, на знаменитую станцию Тихорецкая, где "вагончик тронется, а перрон останется", встретить женщину мечты, парящую над землей на высоких каблуках, и унестись в далекие детские воспоминания. И даже вновь поехать с мамой в Сухуми.

"Мы очень мало (почти ничего) знаем о Боге, но мне кажется, что Он любит таких людей, как моя мама, и что у нее все есть и будет хорошо".

Выходит, что "Пустые поезда" оказываются в глазах зрителя очень откровенной историей не столько о пути железнодорожном, сколько о жизненном. И какими бы трудными ни были времена, какие мысли бы человека не терзали, в его судьбе всегда есть особое место для волшебной капсулы, где оживает постмодернистская сказка, и где в бытовой прозе рождаются танцы, песни и мемы. Спектакль ясно отражает ту часть мировоззрения современного человека, которая помогает пережить самые сложные моменты с шуткой и иронией. И которая готова открыть новый особый мир тому, кто просто смотрит в окно.

Софья Малинникова // "Театрал"
24.01.2025
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.