Петрушка на роликах и Чацкий без кареты

Снег... В простых декорациях эта едва заметная деталь, кажется, имеет большое значение - как олицетворение холода и расчетливости вместо горячего сердца и пылких подлинных чувств.

В Российском академическом Молодежном театре премьера комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" - первой реалистичной комедии с элементами классицизма. Что нового могут увидеть в написанной 200 лет назад пьесе зрители XXI века? Петрушку (Георгий ГАЙДУЧИК, Антон САВВАТИМОВ) на роликах и, с одной стороны - совсем другую жизнь обычного московского дворянского дома с привычным укладом, но, с другой стороны - все с теми же проблемами и заботами, что и в наши дни.

Чтобы показать скрытые пружины жизни в XIX веке, автору необходимо было появление героя из иного мира с иными жизненными принципами. А сегодня, в XXI веке, зрителю это действующее лицо необходимо, чтобы понять, что зачастую люди не готовы ничего менять в своей устоявшейся жизни и даже готовы объявить сумасшедшим того, кто мыслит, чувствует и рассуждает иначе, чем они. И таким персонажем становится Чацкий (Максим КЕРИН). Он провоцирует необходимый взрыв и заставляет остальных героев сбросить маски. Он не только участник драмы, но и судья фамусовского общества. Отсюда его длинные, обличительные монологи, за которые Грибоедова упрекали все, кому не лень, но которые в постановке Алексея Бородина уже не кажутся столь длинными, поскольку весь текст артист произносит то как-то вскользь, то будто наспех. Кажется, что он торопится сказать все, пока его не прервали.

Две сюжетные линии - любовная и общественно-идеологическая и отсутствие единства действия - признаки реализма - дополняют передвижные декорации. Постоянное перемещение огромных колонн на колесиках не только добавляет движения, но и вносит некий хаос и усиливает отсутствие единства действия. Этого же эффекта режиссер добивается и выводя актеров в зал. Здесь нет крупных переломных событий, сюжетной развязки и благополучного финала. Но тем не менее в спектакле четко сохраняется структура драмы.

Приезд Чацкого и его первый разговор с Софьей (Ирина ТАРАННИК) - завязка любовного конфликта, а первый разговор Чацкого с Фамусовым (Алексей ВЕСЕЛКИН) - общественно-идеологического. Любовный конфликт развивается в диалогах Чацкого и Софьи, когда тот пытается выяснить, кого же она любит. А разговоры Чацкого с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими - настоящие словесные дуэли. Но в кульминации обе эти линии совпадают - общество объявляет Чацкого сумасшедшим, ухватившись за реплику Софьи, что тот не в своем уме. И, наконец, происходит развязка: ночная сцена в доме Фамусовых - Софья узнает, что Молчалин ее не любит, а Чацкий - что Софья не любит его. Последний же монолог Чацкого - развязка общественно-идеологического конфликта.

Все действие построено на взаимодействии главных героев - Чацкого, Софьи, Молчалина и Фамусова. Но есть и второстепенные - которые участвуют, но прямого отношения к сюжету не имеют: Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и др. Герои-маски создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в героях. Так, например, дочери Тугоуховских олицетворяют социальный тип московской барышни, а в князе Петре Ильиче Тугоуховском до абсурда доведены черты "мужа-мальчика, мужа-слуги", господа N. И D. - олицетворение сплетни.

Но недаром Пушкин говорил: "В комедии "Горе от ума" кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов..." Благородный Чацкий напитался умными мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Но стал ли он от этого действительно умнее? Ведь умный человек в первую очередь понимает, с кем имеет дело и не станет "метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными". И глядя на этого героя на сцене, трудно не согласиться с Белинским, который в свое время заметил: "Это горе. Только не от ума, а от умничания..." Да и, может, он действительно умнее других. Но разве умен тот, кто слепо влюблен? Его переживания, что Софья не отвечает ему взаимностью, словно затмевают все его остроумие.

Но все же "Горе от ума" - это не столкновение ума и глупости, а конфликт различных типов ума. В обществе Фамусова ценятся те, кто всегда умеет "и награжденья брать, и весело пожить". А философствуют тут только на уровне обеда и добывания чинов. Для Чацкого же высшим критерием оценки человека является "ум, алчущий познаний". А представление о службе у него связано с идеалом свободной жизни. Кстати, не так ли и сегодня каждый из нас считает немного странным или сумасшедшим всех, у кого другие ценности в жизни?

Один из важнейших аспектов для Чацкого - свобода выбора. Он твердо уверен, что служить следует делу, а не лицам, и не смешивает личный интерес и веселье с делами: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Но в фамусовском обществе не терпят таких людей: "Спросили бы, как делали отцы, учились бы на старших глядя". Здесь морально то, что выгодно, где важен не человек, а степень его мужества. Здесь царят отношения не между людьми, а между чинами и титулами. А живущие по другим принципам - либо преступники, либо сумасшедшие. А по каким законам живут сегодня? И кого в XXI веке больше - фамусовых или чацких?

Фамусов - воплощение светского общества. Он враждебен ко всему новому, убежденный защитник морали "века минувшего". Главным пороком он считает ученость и избыток ума. Полезным ему кажется только практицизм, умение устраиваться в жизни, а злоупотребление служебным положением он возводит в правило. Что же изменилось со времен Грибоедова? Нет ли и сегодня тех, кто постоянно во всем ищет выгоды? И, возможно, даже находит ее.

Ярче всего общество Фамусова представлено как раз Молчалиным (Даниил ШПЕРЛИНГ). Это своего рода антигерой комедии. И будучи одного поколения с Чацким, он все же - убежденный консерватор. Типичный "средний" человек, он никогда не выходит из общепринятых рамок. Главные его таланты - умеренность и аккуратность. А мыслит и ведет себя он исключительно в зависимости от своего положения по службе. Скромный и услужливый. Ему обязательно нужны покровители, даже если приходится полностью зависеть от их воли. Антипод Чацкого и по характеру и даже по отношению к Софье. И если Чацкий искренен в своих чувствах, то Молчалин лишь искусно притворяется, потому что отец завещал ему "угождать всем людям без изъятья". При этом он не гнушается и другими девушками, даже служанкой Лизой (Дарья СЕМЕНОВА).

А Софья - "смесь хороших инстинктов с ложью", как писал о ней Гончаров. Ей присущи своеволие, упрямство, капризность. Все это дополняют размытые представления о морали. И именно это делает ее способной как на хорошие, так и на плохие поступки. Она умна и наблюдательна, но эгоистична и безрассудна в своей любви к Молчалину, что ставит ее в нелепое комическое положение. Конечно, этот максимализм присущ ей в силу ее возраста, ведь ей всего 17 лет. И в этой своей первой любви она просто идеализирует Молчалина. Он пришелся ей по вкусу, потому что вел себя как живая иллюстрация из только что прочитанного романа. В ее любви - желание свободы: она полюбила неравного себе и не боится осуждения общества. Но в этом выборе столько же свободы, сколько и предопределенности. По сути она выбрала просто удобного, мягкого, тихого и безропотного человека. Но в финале от прежней капризной и самоуверенной Софьи не остается и следа. В ее облике проступают черты трагической героини, что невольно сближает ее с отвергнутым ей Чацким.

Стихотворный текст пьесы со сцены звучит довольно прозаично. А огромные и масштабные декорации - высокие колонны, большая карета, которая, кстати, заявлена с самого начала, и диван, сделанный словно для великана, подчеркивают мелочность людей. Они действительно выглядят ничтожно маленькими и несчастными, но при этом каждый ведет себя, словно представляет из себя нечто большое и высокое. И вопреки ожиданиями в финале карета так и останется на сцене вместе с Фамусовым и Софьей, а Чацкий уйдет туда же, откуда и пришел - по лестнице на балкон. Но походка будет уже не столь уверенной, как в начале, он будет постоянно падать, спотыкаться... И снег... В простых декорациях эта едва заметная деталь, кажется, тоже имеет большое значение - как олицетворение холода и расчетливости вместо горячего сердца и пылких подлинных чувств. И довольная улыбка стоящего под лестницей Молчалина наводит на мысль, что прошло столько лет и пройдет еще три раза по столько же, а в этом мире ничего не изменится - всегда будет общество, где живут по законам Фамусова, а те, кто осмелится примерить на себя инакомыслие, будут объявлены сумасшедшими...

Режиссер Алексей Бородин: "Грибоедов остро написал про компанию людей, которые создают удобный им способ жизни, где все роли розданы, а приоритеты расставлены. Чацкий не готов принять такое положение вещей и потому остается один. Где он собирается найти "оскорбленному чувству уголок" - вот в чем вопрос". И ответить на него предстоит как раз зрителю XXI века.

Елена Вилле
"Мир 24"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.