Чем еще может удивить спектакль "Горе от ума": как Чацкий бежит из Москвы по лестнице вверх
Трудно придумать новое прочтение хрестоматийной пьесы Грибоедова, знакомой каждому, кто худо-бедно закончил восьмилетку (теперь это 9-й класс средней школы). "К вам Александр Андреич Чацкий!". Тот самый, который за словом в карман не полезет, который "Служить бы рад, прислуживаться тошно!". Красавица Софья по-прежнему влюблена в Молчалина, и отец ее, московский барин Фамусов держит открытый дом, а князья Тугоуховские до сих пор не выдали замуж дочерей… и так далее, и тому подобное. Классика из классик, одна из главных национальных пьес. Что нового могут рассказать нам герои, чьи мысли, действия, слова и убеждения известны нам со школьной скамьи?
Однако режиссер Алексей БОРОДИН рискнул удивить зрителей легкостью, "воздушностью" своего прочтения бессмертной комедии, про актуальность которой и говорить не приходится - на то она и классика, что написана на века.
Алексей Владимирович объяснил концепцию своего спектакля так: "Грибоедов остро написал про компанию людей, которые создают удобный им способ жизни, где все роли розданы, а приоритеты расставлены. Чацкий не готов принять такое положение вещей и потому остается один. Где он собирается найти "оскорбленному чувству уголок" - тут вопрос".
Никаких бутафорских интерьеров "в эпохе" вы не увидите. Белые колонны и арки будто бы висят в воздухе, то сближаясь, то раздвигаясь по сторонам, создавая отдельные пространства большого дома Фамусова, по которому лакей Петрушка кружится на роликовых коньках. Продуманный аскетизм плоскостей не отвлекает, а лишь подчеркивает игру актеров.
Из предметов быта стоит карета в натуральную величину с фонарями, в кожаной обивке изнутри. С первых минут действия она как будто бы дожидается Чацкого. Мы же помним, что в финале он должен крикнуть: "Карету мне, карету!.." Но до финала еще далеко.
Карета - это сценическая метафора, обозначающая не то "телегу жизни", где время гонит лошадей, как у Пушкина. Не то волшебный портал, через который появляются действующие лица и таким же образом покидают сцену. Карета - главный элемент сценического пространства, сочиненного художником Станиславом БЕНЕДИКТОВЫМ и художником по свету Нареком ТУМАНЯНОМ. Это пространство захватит не только сцену, но и зрительный зал до самой ложи.
Именно в ложе появляется Чацкий (актер Максим КЕРИН). Оттуда он спускается в дом Фамусова по лестнице-трапу. На нем пальто-шинель, обут он в берцы. Костюм не исторический, но дорожный: "Чуть свет уж на ногах!". Главный посыл спектакля - это "Горе от ума" 200 лет спустя (через три года будем праздновать юбилей). Чацкий-Керин - современный молодой человек, который в московской светской тусовке оказался лишним, чужим и оттого беззащитным, несмотря на его насмешливость и острый ум. Он не столько обличитель, хотя поинтересоваться "А судьи кто?" - не преминет, сколько слегка дезориентированный в пространстве юноша.
Актер Алексей ВЕСЕЛКИН настолько обаятелен, неглуп, моложав и точен в роли Фамусова, что никаких вопросов к нему нет. Мужчина во цвете лет. Он "бодр и свеж", хотя и "дожил до седин". В малиновом пиджаке он похож не то на успешного бизнесмена, не то на телеведущего и шоумена. Он полон сил и желаний, проворно обнимает Лизу, не сильно гневается на Чацкого, который ему вовсе не чужд. Возможно, и сам в молодости был либералом. Но давно уже понял в жизни толк и не ищет перемен. Даже в финале он как будто только для виду отправляет дочь "в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов", так и не разоблачив до конца ее шашни с Молчалиным. Вообще это такая любовно-семейная история московской высшего общества, не привязанная ко времени.
Горничная Лиза (Дарья СЕМЕНОВА) не менее значимая героиня, чем Софья (Ирина ТАРАННИК). И уж точно куда колоритней своей хозяйки. Лиза принимает знаки внимания Фамусова, она вскружила голову Молчалину, хотя сама будто бы страстно влюблена в буфетчика Петрушу. На ее фоне Софья выглядит сдержанно и бледно, даже странно, что при таком вялом темпераменте она сумела влюбиться в Молчалина. Тот в исполнении Даниила ШПЕРЛИНГА - смазливый, двуличный карьерист, каким и должен быть по роли.
В новом спектакле РАМТа достаточно заметных актерских работ. Хороша колоритнейшая, грубоватая московская барыня Хлестова (ее играют в очередь Нина ДВОРЖЕЦКАЯ и Елена ГАЛИБИНА). Немногословен, но ярок князь Тугоуховский (Алексей МАСЛОВ), традиционно есть фактура и громогласность в Скалозубе (Александр РАГУЛИН). Весь актерский ансамбль в этом спектакле очень хорош.
Как известно, Чацкому в конце пьесы должны подать карету: "В Москву я больше не ездок"… Но в РАМТе вопреки классическому финалу он не садится в карету, хотя, как мы уже сказали, она дожидается его с первых минут действия. Он своевольно покидает дом Фамусова и Москву тем же способом, что и появляется в начале - по белой лестнице, ведущей вверх.
Анастасия Плешакова
"Комсомольская правда"