Под занавес уходящего года в РАМТе появилась премьера – “Зверский детектив” по пьесе Анны Старобинец, сразу попавший в список лучших спектаклей декабря. Многие не склонны доверять всевозможным спискам, подозревая их составителей в ангажированности, однако полуторачасовое действо на Маленькой сцене позволяет театру “убить двух зайцев”. Во-первых – показать остроумный спектакль для детской аудитории 8+. Ведь не секрет, что зрелища для этого зрительского сегмента (от шести до десяти) стали в последние годы дефицитными. И, во-вторых – создать условия для дебюта. “Зверский детектив” поставлен Ириной Васильевой, выпускницей Мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе, участницей проекта-лаборатории “Молодые режиссеры – детям: 2021”.
Тем, кто не читал серию очень популярных “Зверских детективов” Старобинец, напомним, что триггером сюжета, выбранного для пьесы, становится убийство зайца и последующее расследование преступления. Следствие ведут лесные Шерлок Холмс и доктор Ватсон – Барсук (Алексей Мишаков) и Барсукот (Владимир Зомерфельд). Любители детективов знают, что от того, насколько интересными будут главные персонажи, зависит успех произведения. Дуэт маститого сыщика и его молодого помощника – стержень спектакля. Алексей Мишаков играет своего героя невозмутимым и не любящим спешить увальнем, постепенно раскрывая его слабости (ведь уязвимость персонажа всегда придает ему обаяния, вспомним любимцев среднего и старшего поколений – Харри Холе Несбё или Корморана Страйка Гэлбрейта-Роулинг). Барсук стыдится своего зверского аппетита и, как следствие, – лишнего веса. Вечно всклокоченный младший собрат в исполнении Владимира Зомерфельда страдает не только от сложностей самоидентификации (он так и не знает: барсук он или кот), но и от комплекса растяпы, постоянно попадающего в нелепые ситуации. Вопрос, неизбежно возникающий перед режиссером: как изображать животных на сцене, решается Ириной Васильевой в пользу “антропоморфизма”, свойственного и первоисточнику. Однако, если у писателя животные лишь говорят как люди, а художник, иллюстрируя текст, становится анималистом, то в спектакле герои-звери напрочь избавлены от всякого рода признаков вроде крыльев или хвостов. Впрочем, заячий хвост будет предъявлен в самом начале как главная улика преступления. Публика с замиранием сердца следит за перипетиями детективного сюжета, поисками злодея, посягнувшего на непререкаемый веганский закон, запрещающий есть друг друга.
Основное место действия – бар “Сучок”, оборудованный высокими стульями перед стойками. Сценограф Нина Юнгвальд-Хилькевич не загромождает малое пространство, предоставляя зрителям возможность домысливать антураж, в котором происходят перемещения героев в пределах Ближнего и Дальнего лесов.
Первый подозреваемый легко предсказуем – это Волк. Персонаж Алексея Боброва наделен узнаваемыми чертами криминального авторитета с золотой цепью на шее. Однако пружина любого детектива кроется в крутых поворотах от очевидного, того, что “и ежу понятно”, к неожиданным открытиям. Волк посажен под арест, а тем временем возникают как будто неопровержимые доказательства вины Койота Йота. Персонаж Ивана Забелина – самая драматичная фигура спектакля. Йот – неврастеник, остро переживающий несправедливость и обманутое доверие.
Как и полагается, выйти на след истинного преступника (вовсе не убийцы, а ворюги) удается лишь в самом конце. Безутешная вдова Зайчиха (Марианна Ильина) оказывается соучастницей кражи – морковки со склада бара “Сучок”. Неправедное пополнение запасов корма – не единственное прегрешение парочки. Семью испортил “квартирный вопрос”. По сути, сюжет пьесы – перевертыш всем известной сказки о лубяной и ледяной избушках. Коварный Заяц (в этой роли выступает Дмитрий Бурукин, играющий еще нескольких персонажей – Грифа, Крота, Жука, Скворчонка – да так, что невозможно поверить, что всех их воплощает один артист) решил покуситься на волчье логово, предварительно оклеветав владельца и инсценировав “убийство”.
Детективная интрига важна в спектакле, но даже спойлер “убийца – садовник” не страшен его создателям. Важнее азарт артистов, радость от самого пребывания на сцене, атмосфера команды-ансамбля, получающего удовольствие от общения друг с другом и разновозрастным залом, где дети и родители одинаково захвачены действом.
Проект “Молодые режиссеры – детям” стартовал в 2010 году и оказался чрезвычайно удачным. Работы дебютантов участвовали в фестивалях, получали престижные премии, им была суждена долгая жизнь. Похоже на то, что и “Зверский детектив” ждет счастливая судьба.
Екатерина Дмитриевская
«Экран и сцена»
№ 1-2 за 2023 год (19.01.2023)