РАМТ не устаёт радовать премьерами. Последней стал «Зверский детектив» выпускницы режиссёрской мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе Ирины Васильевой.
Бывают постановки, которым не нужна реклама, их не надо подкрашивать слева и справа – сразу было ясно, что на этот спектакль билетов будет не достать, потому что мгновенно сработает сарафанное радио. Собственно, так и случилось со «Зверским детективом», который создан по итогам Лабораторий «Молодые режиссёры – детям» (2021) и «Сцена будущего» (2022) в рамках Биеннале театрального искусства на средства гранта Президентского фонда культурных инициатив.
Секрет успеха, скорее всего, в верно составленном «букете»: текст Анны Старобинец плюс настроенность режиссера на командную работу – ещё бы, актёрская фантазия в данном случае – отличное подспорье. И не только.
«В ходе этой работы, — говорит Ирина, — я ещё раз почувствовала, насколько важно, чтобы сложилась команда единомышленников: и в постановочной группе, и в артистической, когда есть взаимный интерес, энтузиазм, желание пробовать, открывать, подсказывать друг другу, вместе сочинять. Для меня самым важным и было как раз наше общее сочинение, каждый внёс в постановку свою частичку и получился общий ребёнок».
По признанию режиссёра поначалу всё складывалось не так уж просто. Прочитав первую главу книги, она тут же закрыла её, потому что такая постановка для театра показалась сверхсложной. «Меня, — говорит Васильева, — напугала многочисленность героев – это целый мир, и здесь важно никого не упустить. Но потом я всё же вернулась к материалу – этот альтернативный, ни на что не похожий мир безумно интересен, он такой классный, остроумный, он будит фантазию, и я решила, что ставить эту историю будет очень интересно».
С большим количеством героев дело решили просто – многие, занятые в постановке актёры, играют сразу несколько ролей, а фантазию просто отпустили на волю.
Дмитрию Бурукину, например, достались сразу Крот, Скворчонок, Жук, Заяц и Гриф, причём в некоторых из этих образов актёра узнать просто невозможно, хотя действо происходит буквально в полуметре от первого ряда.
«Мы очень стараемся для наших маленьких зрителей, — говорит Дмитрий. — Детский спектакль обязывает к безусловной, безупречной перед ними ответственности, потому они, в отличие от взрослых, в то, что происходит на сцене, верят на все сто. И если у актёра нет такой же веры, дети это не воспримут».
И ещё артисты, по словам Бурукина, играют в этом спектакле, в частности, не просто для того, чтобы дети посмеялись, а чтобы задумались. И есть над чем. Причём не только детям – это тот редкий случай, когда представление затягивает всех без исключения.
Комфортно живут звери в Дальнем лесу: мухито в баре «Сучок», хвостобол по корневизору, возможность выкладывать селфи в квакаунт, а если вдруг настигла депрессия – рядом Мышь-психолог. Знакомая картина?
Но главное – в этом лесу звери договорились не есть друг друга, здесь нет стай, это одна большая дружная семья, где действует непреложный закон о вегетарианстве. И вдруг найден оторванный заячий хвост! А значит – убийство? И виноват, конечно, Волк?
Расследование ведёт пожилой инспектор Барсук. И это явная удача Алексея Мишакова, ещё одна изумительная краска в его актёрской палитре. При том, что артист не фанат детективов, эдакого Филиппа Нуаре из известного полицейского кино ему создать удалось невероятно здорово.
«Прежде всего, — говорит Алексей, — мне хотелось сделать инспектора не геройским и супергениальным, штампа крутого детектива хотелось избежать. И получился немолодой, работающий старыми методами и немного уставший сыщик».
Зато умный, чуткий и профессиональный. По словам артиста, уже при чтении сценария было понятно, что материал заинтересует и детей, и даже частенько думающим лишь о буфете взрослых, оставалось только придумать язык воплощения. И каждый актёр постарался сделать своего зверя узнаваемым и одновременно очень по-человечески современным, до восторга. Ни одной минуты не даёт команда зрителям не то что заскучать, но даже просто отвлечься.
«Самым главным для нас, — комментирует Ирина Васильева, — было не сводить эту историю к примиряющему финалу «для детишек», а прояснить важные взрослые смыслы. Как однажды потеряв внимание и доверие семьи, не остаться одному навсегда?»
Очень правильно замешаны у создателей «Зверского детектива» материальное и духовное, классно акцентированы важное и второстепенное. Эта команда не собралась просто пошалить и повеселить зрителя, хотя и это ей тоже удалось — мощно вложились, и результат получился соответствующий.
Режиссёр отмечает, что эта постановка для неё — внутренний рост, «потому что любой спектакль, если в него вкладываешься – это внутренние изменения». А уж тем более, когда речь идёт о том, как остаться человеком.
Наталья Косякова
Клаузура
13.01.2023