Режиссер Ирина Васильева в содружестве с художником Ниной Юнгвальд-Хилькевич создали мир, который интересен как детям (спектакль идет с пометкой 6+), так и взрослой публике. За приключениями жителей Дальнего леса следишь завороженно: здесь каждую сцену хочется запомнить и самому заглянуть на вечерок в бар «Сучок» за мухито или пнем-колодой. Обрамляет все стилистика нуар-фильмов, сдобренная юмором и шалостями артистов.
Вальяжный, только кажущийся медлительным Барсук в исполнении Алексея Мишакова напоминает героев Жана Габена, а иногда и Хамфри Богарта. Его не собьешь ни с пути, ни с мысли, и даже возможные ловушки он обязательно предскажет сам.
Барсукот, напротив, слишком незрел и активен, доверчив, и все время его суетная кошачья часть перевешивает потенциально-рассудительную барсучью. Владимир Зомерфельд продолжает в Барсукоте галерею своих дивных персонажей из мира животных (все, кто видел «Остров Сокровищ», помнят его фееричного попугая), а здесь еще и соревнуется с главным котом РАМТа Виктором Панченко («Дни Савелия», «Кот стыда»). Кошатники поймут: ты смотришь на его пластику и видишь настоящего кота. Списано идеально. Поэтому самое сложное — это удержаться от обращения «кыс-кыс-кыс» вместо «браво». У Мишакова с Зомерфельдом получился гармоничный дуэт, хочется его повторения и в других спектаклях.
Вся история завязана на классический сюжет: раз-два-три-четыре-пять — и вот от зайчика остался лишь хвостик. В подозреваемые сразу же попадает Волк, а кто иначе. Алексей Бобров создал колоритнейшего Серого. Мимика, походка, образ — в них столько узнаваемых на подкорке образов: тут и Розарио Агро, от которого никто не уходил, и рецидивист Кирпич Садальского из «Места встречи…». И миллион новых штрихов, придуманных самим артистом. И так можно рассказать о каждом. Мышь-психологиня Марии Туровой, Койот Йот с шизофренией Ивана Забелина, вечно прибедняющаяся Зайчиха Марианны Ильиной, дуэт Сычей-адвокатов Анастасии Волынской и Яны Палецкой.
«Зверский детектив» — это пир актерского экспромта, здесь можно сочинить новых персонажей (и это уже не раз сделали за время репетиций), здесь грань между игрой и партнерским расколом ох как тонка. Отдельная радость — следить за артистами в такой момент. Из замечательной труппы РАМТа собрался пусть маленький, но фееричный ансамбль. Кто-то ведет лишь одного персонажа, кому-то досталась целая когорта. Нельзя не выделить Дмитрия Бурукина и его калейдоскоп образов: сноб судмедэксперт Гриф, приемный малыш Скворчонок, смекалистый прораб Крот и, конечно, героический Жук Жак. «Как потом буду нашим личинкам в глаза смотреть?» — весь спектакль хочется растащить на цитаты.
Получился очень точный портрет нашей современной действительности: чего стоит только прораб Крот с его бригадой и особенно колоритным жирафиком Рафиком, или же оперативное «отжатие» логова Волка многодетной семьей. «Зверский детектив» — бесконечно смешное и остроумное зрелище, от просмотра которого получит удовольствие и ребенок, и взрослый.
Ольга Шишорина
Сноб
12.01.2023