Лев на площадке молодняка
РАМТ выпустил спектакль симпатичный и бесхитростный, как новогодний елочный шарик, который никому ничего не должен, кроме как радовать и поднимать настроение. “Выстрел”, четвертая постановка РАМТа из цикла “Повести Белкина”, это и делает. Поднимает настроение.
Спектакль идет один час десять минут на крошечной сцене Белой комнаты, вытянутой, совсем не глубокой, но в этой постановке ощутимо увеличенной благодаря зеркалам, придуманным художником Алексеем ВОТЯКОВЫМ. Они выставлены прямо напротив зрителей, криво и насмешливо отражая и их, и персонажей.
Белая комната расположена как будто на антресолях нижнего зрительского фойе - чтобы попасть туда, нужно выйти из холла и, зайдя в самую дальнюю дверь первого “холодного” фойе, подняться по узкой деревянной лестнице наверх. Эта дорога еще не всем зрителям известна и сама по себе несет элемент игры, веселой и не таящей никакой опасности. Просто зашли не через центральный вход, а сбоку, через ту дверь, которую вы, может, и заметили бы, но благодаря ей оказались в пространстве, где раньше не бывали. Но мы вам сейчас все покажем и сделаем так, чтобы вам понравилось, - словно говорят создатели спектакля, пружинистого, упругого, уютного и актерски обжитого.
В нем всего семь исполнителей. Четверо из них играют по одной-единственной роли (это Алексей ВЕСЕЛКИН-старший - Сильвио, Алексей ВЕСЕЛКИН-младший - Белкин, Виктор ПАНЧЕНКО - Граф и Полина ЛАШКЕВИЧ - Графиня). А еще трое - всех остальных. Они, по давней фоменковской традиции, почти слуги просцениума, вездесущие и необходимые для художественной ткани спектакля не меньше, чем те, кто исполняет главные роли. Это Георгий ГАЙДУЧИК, Николай УГРЮМОВ и Константин ЮРЧЕНКО. Играют они азартно и слаженно, наслаждаясь рисунком, который предлагает им режиссер Егор РАВИНСКИЙ, придумавший, что на каждую мало-мальски подходящую пушкинскую фразу будет сделан актерский этюд, смешной и подробный.
Спектакль и начинается с хореографической сценки, в которой четверо молодых офицеров то синхронно пьют из одинаковых зеленых бутылок, то стоят у балетного станка, вырабатывая осанку (режиссер вместе с хореографом Дмитрием БУРУКИНЫМ нашел такой удачный сценический эквивалент бесконечной муштре офицеров на манеже), то, развалясь на стульях и осоловев от пьянства, играют в карты, а то и просто дурачатся от безделья, изображая дуэли и картинно “умирая”, накрывшись балетной юбкой-шопенкой.
Вместе с ними на сцене с самого начала обретается Сильвио. Пожилой лев с седовласой гривой и лукавой усмешкой в глазах, он приходит, уходит, наблюдает, иногда участвует в забавах молодых, а иногда чистит свои пистолеты, сидя в сторонке. Большой и неспешный на фоне суетливого тощего молодняка, он двигается с ленцой, но всегда оказывается в центре внимания и юных офицеров, и зрителей. Роль выстроена Алексеем Веселкиным-старшим - или для него - как абсолютно бенефисная, актер и играет ее так: выпукло, размашисто, чуть с нажимом.
В этом спектакле все - утрированно, с перебором. Реакции, жесты, позы, паузы и прочие театральные радости. Еще не цирк, но уже близко, не клоунада, но где-то рядом. Соблюдая меру, оставаясь в рамках хорошего театрального тона, но так, чтобы зрителям было гарантированно смешно и весело. Чтобы не только на сцене чувствовался азарт, но и в зале. Чтобы залихватский ритм канкана, придуманный саунд-дизайнером Алексеем Просвириным как основная музыкальная тема спектакля, захватил и публику.
В “серьез” уходят ненадолго: только в сцене, где Сильвио является убивать Графа, и тот, недавно женившийся, дрожит и плачет под дулом пистолета безжалостного и, надо сказать, довольно отвратительного Сильвио. Веселкин-старший хорошо это отыгрывает: тупую упертость своего персонажа, такого же, по сути, глупого и пустого, как и молодежь, среди которой он казался львом. И лишь ближе к концу сцены что-то в нем меняется, и веришь, что лев - настоящий, а не ряженый.
“Выстрел” в Молодежном театре кажется идеальным для похода на него школьников. Прочли повесть, посмотрели спектакль, обсудили - и тогда уже наверняка получили удовольствие и запомнили коротенький пушкинский анекдот на всю жизнь.
Катерина Антонова
"Экран и сцена"