Тай-тай, налетай в интересную игру!

В рамках проекта "Молодые режиссеры - детям" выпускники режиссерской группы мастерской Сергея Женовача (РАТИ-ГИТИС) и Российский академический Молодежный театр выпустили в этом сезоне четыре совершенно уникальных спектакля. Новые спектакли РАМТа - это своеобразный антигламур. Здесь нет или почти нет декораций и костюмов, отсутствует грим, играют в них совсем молодые актеры - вчерашние студенты театральных вузов. Но при этом есть буйство фантазии, максимальная причастность к происходящему (интерактив) и удивительный смешной детский язык, которым рассказаны сказки англичанина Редьярда Киплинга, голландца Тоона Теллегена, а также русских авторов Бориса Шергина и Александра Афанасьева. Персонажи этих сказок говорят с юными зрителями на знакомом им языке детской игры. Но в этой игре находится место и серьезному разговору, который умело вплетен в каждый сюжет. Такие понятия, как свобода и тщеславие, дружба и любовь, страх и вседозволенность, раскрываются как-то сами собой - просто, без назидания и пафоса. Все идеи, заложенные в спектаклях, будут интересны не только детям, но и их родителям, поскольку они сверхактуальны по отношению к взрослому миру.
Все четыре спектакля идут в камерном пространстве - это или Маленькая сцена РАМТа, или Черная комната - небольшое помещение с черными стенами, вдоль которых помещаются всего два-три ряда стульев. для детей есть особый ряд из подушек, на которых они сидят практически вплотную к сцене. Все не просто близко, а очень близко. Итак, поиграем...

Игра первая: "А давай ты как будто собака, а я лошадь"

В спектакле норвежки Сигрид Стрем Рейбо "Как кот гулял, где ему вздумается" по одноименной сказке Редъярда Киплинга принцип игры возведен даже не в квадрат - в куб. Гаснет свет в Черной комнате. Зал погружается в полную темноту. Один за другим появляются фонарики, высвечивающие лица актеров. Кто-то сидит на полу, кто-то оказывается твоим соседом справа. Так появляются шесть человек. Это самые обыкновенные молодые люди в современной одежде. Они собираются вместе и, словно ребята во дворе, распределяют роли для новой игры. "Собака была дикая, лошадь была дикая, корова была дикая... Все животные были дикими... Разумеется, и человек тоже был диким, совсем диким. Ты - человек!" - "Почему я?" Они толпятся, спорят, выдумывают и, наконец, договариваются. В образе каждого из них меняется лишь одна незначительная деталь. Так, у дикой лошади (Денис БАЛАНДИН) появляется на голове обруч, с помощью которого волосы становятся гривой, у дикого человека (Роман СТЕПЕНСКИЙ) обнажается плечо - он продевает руку в ворот футболки, а дикой собаке (Мария РЫЩЕНКОВА) достаточно просто взглянуть грустно и преданно, чтобы каждый в зале поверил: перед ним - настоящая собака. Единственный реквизит в спектакле, не считая фонариков, - это лоскутное одеяло, которое превращается и в пещеру, и в охапку душистого сена, и даже в аппетитный окорок. Остальное рисует воображение - все как будто! Разве не так всегда играют дети?

Игра вторая: "А мы пришли сегодня в порт..."

Еще до начала спектакля, оказавшись в фойе Маленькой сцены, обращаешь внимание на толстый морской канат на полу. И это неспроста. Инсценировка сказки "Волшебное кольцо" (режиссер Александр ХУХЛИН) это история, которая произошла однажды где-то в небольшом приморском городке. Место действия выбрано тоже не случайно: автор известной (в основном по одноименному мультфильму, который в свое время озвучивал Е. Леонов) сказки Борис Шергин родом из крупного портового города Архангельска. Декорации к спектаклю соответствующие: многочисленные деревянные ящики грязные, с печатями и надписями, в таких обычно перевозят грузы. Перевернешь такой ящик, а он окажется с дверью - словно ветхая лачужка (точно как дома, если залезть в шкаф во время игры). Перевернешь еще раз, и это уже кадушка для теста, а потом и печка, из которой чудным образом пироги выскакивают. Печка воображаемая, а пироги настоящие - почти весь зал пробует! "Волшебное кольцо" - это сказка про то, как пройти испытание "медными трубами". Досталось Ване (Роман СТЕПЕНСКИЙ) кольцо "золотно волшебно", и не смог он поначалу правильно им распорядиться. Возгордился, друзей старых верных забыл. Но все хорошо закончилось, помните?

Игра третья: "В страшилки"

Как известно, все дети обожают страшные истории. Просто одни любят их как-то тайно, потихоньку, а другие в открытую. Слушать, выдумывать, пересказывать и обязательно что-нибудь присочинять, чтобы с каждым разом становилось еще страшнее. В моем детстве была очень популярна такая страшилка: "В черной-черной комнате стоял черный-черный гроб, а в этом черном-черном гробу лежал... розовенький хорошенький поросенок". Спектакль Марфы ГОРВИЦ (Назаровой) "Бесстрашный барин" по сказке Александра Афанасьева сделан по схожему принципу: одновременно страшно и смешно. В главном герое - в совсем еще молодом Барине (Михаил ШКЛОВСКИЙ) - легко узнать каждого второго мальчишку, который так и норовит напугать кого-нибудь исподтишка или испытать терпение взрослого своими бесстрашными выходками. И нет с ним никакого слада! Разве что отправить его в путешествие - "страх изведать". Мертвого колдуна (Денис БАЛАНДИН), Повешенного (Алексей БОБРОВ), восстающих по ночам и обретающих силу, чертей, овладевших королевским замком, - всех встретит Бесстрашный барин на своем пути и никого не испугается. А может быть, стоило? Эта история как раз про то, как важно чувствовать меру во всем и не переступать границу вседозволенности.

Игра четвертая: "Как у взрослых"

Нежные, волшебные сказки голландского писателя и поэта Тоона Теллегена, наполненные философскими смыслами и парадоксальными сюжетами, принято считать сказками для взрослых. Это так и не так. И поэтому спектакль "Почти взаправду" режиссера Екатерины ПОЛОВЦЕВОЙ адресован в равной степени как взрослым, так и детям. Ситуации, в которые попадают главные герои сказок Теллегена - Белка (Анна КОВАЛЕВА), Слон (Роман СТЕПЕНСКИЙ), Ежик (Михаил ШКЛОВСКИЙ), Бабочка (Нелли УВАРОВА), Муравей (Сергей ПЕЧЕНКИН), Морж (Олег ЗИМА) - будут понятны и близки каждому зрителю в зале. Уникальность этих ситуаций в их универсальности. Кому не знакомы терзания по поводу своей исключительности, беспокойство и тревога перед предстоящим большим событием, сомнения в истинных чувствах? Персонажи спектакля - словно не звери, а дети с забавными звериными прозвищами: очкарик Ежик в меховой жилетке, рыжая Белка в скромном коричневом платье и со спущенными колготками, Бабочка-красавица в белом воздушном наряде. Эти дети живут в мире маленьких чудесных изобретений (множество причудливых механизмов - это и есть декорации к спектаклю): здесь и аппарат для изготовления меда, и агрегат для передачи писем друзьям, и светящаяся коробочка, в которую можно запереть свои лучшие воспоминания.

Премьерные спектакли Молодежного театра дают родителям прекрасную возможность поговорить с ребенком об очень важных вещах доступным ему языком.

Светлана Бердичевская
"Театральная касса"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.