В Черной комнате РАМТа Галина Зальцман поставила "
Волну" Тода Штрассера - спектакль, который нужно увидеть каждому подростку, особенно сегодня, да и взрослым не помешает тоже.
Повесть Тода Штрассера, опубликованная у нас издательством "Самокат" в переводе Евгении Лавут, рассказывает о реальном эксперименте, случившемся в одной калифорнийской школе в 1970-х годах. Учитель истории решил показать детям, уверенным, что фашизм - это далекое прошлое и никогда не может повториться, как формируется тоталитарное общество. Все началось с безобидной игры под лозунгом "сила в дисциплине, сила в единстве", но буквально за неделю обычный школьный класс превратился в образцовую группу "гитлерюгендов" с названием "Волна".
То, что американцам, воспитанным в духе индивидуализма, казалось любопытной экзотикой, нам-то хорошо знакомо. Ну по крайней мере тем, кто застал советские времена. Подчинение личной воли коллективу, уравниловка, требование неукоснительно следовать правилам, массовая вербовка и травля всех несогласных. Учитель Бен Росс был немало удивлен, что его эксперимент оказался столь удачным и зашел гораздо дальше, чем планировалось, да и сам он попал под обольстительную магию власти и заигрался в "вождя". В феврале, когда состоялась премьера в РАМТе, могло показаться, что уж мы-то, бывалые, знаем цену этой демагогии, нас не проведешь... Но оказалось, что оболванивание народных масс и в XXI веке проходит так же успешно, как и в XX-м. И самое страшное, ему подвергаются и юные души, школьники, еще не имеющие опыта критического анализа и противостояния идеологической машине. Спектакль Галины Зальцман как раз может стать опытом такого сопротивления. И хотя театр ставит официальную маркировку 16+, смотреть спектакль можно лет с 12-14. Потому что с пропагандой наши дети сталкиваются каждый день - в школе, в интернете, в СМИ. И очень важно научить их различать эти манипуляции, не вестись на красивые лозунги и думать своей головой.
Действие спектакля разворачивается на расстоянии вытянутой руки, и зал тоже становятся частью класса - так что чувства сопричастности не избежать, нравится вам это или нет. Основной элемент сценографии (художник Катя Никитина) - черно-желтые ленты ограждения, выделяющие разные места действия. Они же символизируют те границы, ментальные флажки, которые выстраивают вокруг себя герои. Все второстепенные персонажи возникают лишь на экранах мобильных телефонов и ноутбуков, что усиливает ощущение клаустрофобии, опасного, душного замкнутого пространства.
Актеры входят в роли постепенно: сначала отстраненно читают текст с экранов, потом "примеряют на себя" персонажей и все больше сливаются с ними. Тут весь ассортимент школьных типажей: неформальный лидер, первая умница и красавица, тихоня, клоун, аутсайдер, и у каждого работают свои психологические триггеры. Так забитый школьный лузер вдруг расцветает в системе, где все равны, и становится правой рукой учителя. Да и остальные ощущают коллективную эйфорию, вдохновляющее чувство причастности к чему-то большему, упоение идеей. И надо быть очень сильной, уверенной и самостоятельной личностью, чтобы пойти против всех, не подчиниться эффекту толпы, противостоять общему безумию.
Такую смелую и решительную героиню играет Анна Дворжецкая. Ее Лори поначалу тоже увлекается общей игрой, но скоро понимает, что что-то идет не так, пытается переубедить друзей и в результате сама становится врагом и изгоем. Окружающие думают, что она против "Волны" только потому, что в коллективе равных потеряла свой лидерский статус, от нее отворачиваются даже парень и лучшая подруга. В своей инсценировке Галина Зальцман сделала финал еще более драматичным, чем в книге, но не будем раскрывать всех секретов.
Молодые актеры РАМТа, занятые в постановке, отлично справляются с ролями школьников, но особенно убедителен Максим Керин, играющий учителя Бена Росса, который так входит в образ диктатора, что в его внешности и манерах, жестах и риторике начинают сквозить узнаваемые черты фюрера.
Но главное, что в спектакле Галины Зальцман зрители тоже становятся участниками эксперимента: сначала им раздают значки сообщества, учат салютовать, потом просят надеть повязку на руку. И хотя это давление неизмеримо более слабое, чем испытывают герои, но и здесь нужно найти в себе мужество для отказа, особенно детям, которым трудно сказать "нет" взрослому человеку. А перед началом спектакля зрителям предстоит заполнить анкеты с простыми, на первый взгляд, вопросами: "молчать лучше, чем получать?", "друзья должны быть заодно?", "сильный лидер приведет к победе?" и так далее. Во время спектакля эти вопросы снова выводятся на экран и зрителям дается шанс пересмотреть свои ответы.
Марина Шимадина // "Театрал"