"Цветы для Элджернона": трагедия умных
Режиссер Юрий ГРЫМОВ в театре работает нечасто, на его счету всего три постановки. Однако интересом у публики работы "рекламных дел мастера" и киномэтра неизменно пользуются. Недавняя премьера "Цветы для Элджернона" - лишнее тому доказательство. В РАМТе нет свободных мест, и, несмотря на затянутый хронометраж и совсем непростую тему спектакля, в антракте никто не уходит.
В основе "Цветов" - одноименный роман Дэниела Киза, по непонятным причинам незнакомый большинству из нас. Между тем, роман этот еще в 1966 году получил Премию Небьюла (премия Американской ассоциации писателей-фантастов). Да и количество его экранизаций впечатляет. Самая первая, в которой роль Чарли играл актёр Клифф Робертсон, получила "Золотой глобус". А сам актер был награждён "Оскаром".
Главный герой - Чарли Гордон страдает слабоумием. Он участвует в научном эксперименте по насильственному увеличению интеллекта. В результате становится гением. Однако врачи допускают ошибку - и с той же стремительностью, с которой Чарли "поумнел", он деградирует. Финал у фантастической истории страшный и предсказуемый - Чарли доживает свой век в приюте, еще в более тяжелом состоянии, чем до операции.
В этой истории интересна, прежде всего, та борьба, которую ведет мозг Чарли с его душой. Он поумнел, но личность его вырасти не успела. В такой ситуации внутренний конфликт неизбежен - Чарли тяжело не только с самим собой, но и окружающими его людьми. Он может управлять своими мыслями, но со страхами "прежнего" Чарли сделать не может ничего. Его преследуют призраки истеричной матери, ненавидящей его сестры, издевающихся "коллег" по работе в пекарне. Но больше всего его мучает любовь. Чувство к женщине-врачу натыкается на глухую стену прошлого. Слабоумный Чарли не может разрешить умному двойнику вступить в физический контакт с женщиной. Даже самый умный ребенок - это еще не взрослый. Помимо мучительных душевных испытаний личного характера, Чарли сталкивается с давлением общества. Он - как лакмусовая бумажка всеобщей нравственности. Он - интеллектуал-гений с чистой душой. И он "выращен" научным путем. Общество оказывается неготовым принять "полубога". И вряд ли когда-нибудь окажется. Человек с иной, совершенной формой сознания - это потенциальный враг человеку сегодняшнему, ослепленному завистью и жаждой наживы.
Таким образом, история Чарли поднимает сразу два вопроса: можно ли считать человеком того, кто развит интеллектуально, но душа у него, как у ребенка (или, может быть, человек - это прежде всего, душа, а потом мысли?) И второе: когда социум сможет воспринимать "иных", не делая из них врагов? Спектакль совершенен с точки зрения сценографии (художник Мария ТРЕГУБОВА придумала белоснежные и легкосдувающиеся облака (они же больничные перины, белое тесто и пустоты в мозгу героя) и любопытен с точки зрения режиссуры. Кинопрошлое Грымова, конечно, очевидно, но все эти "флэшбеки" и "монтаж сцен", безусловно, любопытны молодому зрителю. Актерская игра также на уровне. А работа Максима КЕРИНА (молодого артиста, выступающего в роли Чарли) заслуживает отдельного текста. Для дебютанта это однозначная победа.
И все же "Цветам" чего-то недостает. Как будто нет какого-то одного крошечного винтика, чтобы заработала вся машина. Не хватает какой-то внутренней силы, эмоциональной направленности и самого главного - ответа на вопрос "зачем?". Но идти на грымовский опус все равно стоит. Хотя бы ради того, чтобы восполнить досадный пробел в знании американской классики.
Наталья Витвицкая
"Ваш Досуг"