Через горы обид, через море невзгод...
Премьера "Алых парусов" в Российском Молодежном театре - событие не только сугубо театральное, но культурологическое, потому что этот спектакль заставляет иными глазами посмотреть и на творчество Александра Грина, и на его, казалось бы, давно утвердившуюся эстетику, и на наше отношение - восприятие гриновских сюжетов и образов.
Розовый ошейник, щедро расшитый стразами, надетый на Александра Грина советским литературоведением и туго затянутый на его шее, как-то давно уже перестал смущать. Сказочник, волшебник, навевающий "человечеству сон золотой" - почему бы и нет? Да, он, действительно, был сказочником, но навевающим эти грезы, в первую очередь, себе самому - человеку желчному, мрачному, с трудной судьбой. Чтобы просто выжить. Чтобы не утратить в себе извечно свойственные людям мечтательность и стремление к красоте, которая, конечно, вряд ли спасет мир, но украсит его ощущением двойной жизни, без которой нельзя, потому что только в мечтах она может представать не такой, как есть, а такой, какой очень хотелось бы ее видеть...
Попытки этот розовый ошейник как-то ослабить время от времени делались - в частности, еще в 1967 году появился фильм Павла Любимова по сценарию Александра Галича "Бегущая по волнам": сильный, жесткий, в каком-то смысле жестокий, он скомканно и коротко пробежался по третьим и четвертым экранам и был изъят из проката, а нас душили приторные, словно духи "Ландыш серебристый", "Алые паруса" с А. Вертинской и В.Лановым, красивыми и мечтательными. Но даже тогда, в далекой и романтической юности, мне казалось, что все, происходящее на экране, - фальшь и ложь. И после "Бегущей по волнам", после звучащей в фильме песни А.Галича "Все уладится, образуется - подсудимые станут судьями..." казалось, что я как-то неправильно прочитала Грина, не поняла в нем главного. Я начала перечитывать уже другими глазами все, что читала прежде, начала стараться узнать хоть что-нибудь о писателе, и возникло ощущение какой-то страшной и горькой ошибки, подмены...
А потом, уже в 1988 году, на экраны вышел, как его называли тогда, первый советский фильм ужасов - "Господин оформитель" Олега Тепцова по рассказу А.Грина "Серый автомобиль". И хотя Грин был переписан сценаристом почти до неузнаваемости, становилось очевидным, что именно эта эстетика соответствует истине. Истине жизни и творчества Александра Степановича Гриневского, писавшего под псевдонимом Александр Грин...
Так что попытка, предпринятая в мюзикле "Алые паруса" авторами либретто Михаилом БАРТЕНЕВЫМ и Андреем УСАЧЕВЫМ, композитором Максимом ДУНАЕВСКИМ, режиссером Алексеем БОРОДИНЫМ и художником Станиславом БЕНЕДИКТОВЫМ, стала не первой, но чрезвычайно важной, потому что явилась к месту и ко времени. Сегодня в Молодежном театре, заполненном молодыми зрителями, подобный спектакль необходим, потому что он по-современному динамичный, жесткий, внятный по смыслу, четкий по расставленным режиссером акцентам и - многозначный, что особенно существенно.
В Российском Молодежном театре зрителей приучают думать, веруя, что именно от способности мыслить рождается в человеке способность чувствовать и сопереживать. Да, Алексей Бородин и его артисты рассказывают нам суровую историю о маленьком приморском поселке, где обитают бедняки, которые давно уже утратили сочувствие друг к другу, желание дружить, понимать, разделять. Вокруг жестокий мир, и они становятся подстать этому миру, в котором любой человек, живущий иначе, кажется безумцем. Таким, как бродячий поэт Эгль (замечателен в этой роли Алексей БЛОХИН), готовый одарить всех и каждого своими добрыми сказками. Но сказки никому не нужны - только девочка Ассоль (Рамиля ИСКАНДЕР играет распахнуто, живо и невероятно интересно), пускающая свой игрушечный фрегат с алыми парусами, которые ее отец Лонгрен (очень хорош Илья ИСАЕВ, не допускающий в свою работу ни излишней сентиментальности, ни излишней мрачности) сшил из платка умершей матери (Нелли УВАРОВА), на волю волн, воспринимает предсказание Эгля о том, что фрегат непременно вернется к ней с капитаном Греем (Александр РАГУЛИН) как указание: ждать и непременно надеяться на то, что жизнь в одночасье изменится... "Через горы обид, через море невзгод, он к тебе приплывет...", - уверяет девочку Эгль.
Но так не бывает нигде и никогда. Сказать сегодняшним подросткам, чтобы они ждали своих алых парусов, бессмысленно и даже жестоко. Они прагматичны и слишком хорошо знают, что почем в этом мире. Но стоит ли поэтому отказываться от мечты? Пусть втихомолку, пусть скрытно... Ведь и Грей (он очень отличается в спектакле от романного) - отнюдь не романтический юноша, скупивший весь алый шелк в городке, чтобы сшить из него паруса. Это человек, изверившийся и уставший от поиска своей жемчужины в море, поэтому, увидев Ассоль, он просто хочет помочь этой девочке, так резко отличающейся от окружающих. Вот и красит паруса красным вином и приплывает к ней в тот момент, когда она уже сдалась: рассказала священнику о том, что ни во что больше не верит и собирается под венец с младшим Меннерсом (Денис БАЛАНДИН играет очень интересно, создавая образ постепенно мужающего мальчишки, готового простить убийцу своего отца, потому что таков закон мира, в котором все они живут). И в этот момент появляются на горизонте алые паруса...
Но они мало что значат - тянущиеся друг к другу Ассоль и Грей разъедутся на железных конструкциях по разные стороны сцены, а потом Ассоль выйдет к нам, неся в руках тот самый игрушечный фрегат, который уплыл от нее много лет назад. И улыбка ее будет такой счастливой, что дух захватит, - словно это твоя мечта исполнилась. И тогда алый парус развернется над зрительным залом...
Спектакль Алексея Бородина удивительно красив. Изумительная сценография Станислава Бенедиктова, скупая и значимая в каждой своей малейшей детали; сильная музыка М.Дунаевского; превосходная балетмейстерская работа М.Кислярова; выразительные массовые сцены, очень хорошие актерские работы, о которых не было еще сказано, - Марии РЫЩЕНКОВОЙ (хозяйка "Маяка"), Елены ГАЛИБИНОЙ (жена Меннерса), прекрасно звучащие голоса артистов - все это делает спектакль сильным, живым и волнующим.
В нем слышится правда - о Грине и его героях и, кстати, о нас с вами, перечитывающих сегодня вместе с театром сказку об алых парусах совсем другими глазами. Потому что позади - целая жизнь...
Наталья Старосельская
Культура