Камешки и бриллианты

Посмотрела в РАМТе старый, 2002 года, спектакль по пьесе Уильяма Гибсона "Сотворившая чудо". Пьеса знаменитая, и все хвалебные рецензии о спектакле давно написаны, и театр, как всегда, порадовал своей серьезностью и уважением к зрителю. Все, как и ожидала. И все же культурный шок получила.

Зал был заполнен школьниками, что называется, под завязку. Дети помладше носились по фойе, расталкивая редких взрослых зрителей, дети постарше тусовались в кафе, смеялись, громко переговаривались, звонили по сотовым... В общем, дети как дети. Общий упадок бытовой культуры, которым неизлечимо хворают наши дни, в детях отражается еще и вкривь, и вкось, как в зеркалах старых комнат смеха.

И вот под шум и гам начался спектакль. Кто не помнит, коротко напомню: пьеса написана по книгам Элен Келлер - слепоглухонемой девочки, чья история потрясала современников в начале ХХ века. Замечательная учительница Энн Салливан, которую пригласила отчаявшаяся семья, не только научила ее специальному языку прикосновений, но и сопровождала всю жизнь. С ней вместе Элен получила образование в нескольких колледжах, увлеклась философией, написала четыре книги и всю жизнь помогала другим людям.

В пьесе же маленькую калеку обожают родители, но безоглядная любовь и жалость превращают ее в злобного дикареныша, который не знает ничего, кроме собственных желаний: лупит окружающих, хватает еду с чужих тарелок, бьется в истерике, если что не по ней. Сильная духом и требовательной любовью учительница не только справляется с дикарскими замашками, но и открывает девочке весь мир вокруг и в ней самой.

Поначалу дети в зале еще переговаривались, пересмеивались, шуршали конфетными обертками. Но постепенно замолкли - сказала бы, замерли. За такую тишину, знаю, актеры готовы отдать все. Смеялись, задерживали дыхание, облегченно переводили дух - все было так, как и должно. Как нормальные чуткие люди реагируют на непростую историю других нормальных людей. И в конце устроили овацию, какую обычно радостно устраивают родные и друзья актерской братии на премьере.

Сколько же раз я слышала эти стенания от родителей и учителей: какие дети сегодня ужасные, равнодушные, циничные, грубые, как с ними тяжело, невозможно, непонятно, как подойти, как воспитывать, как разговаривать, чем заинтересовать.

Все вранье. Дети всегда такие, какими мы позволяем им быть. Или какими нам удобно их видеть. Дети всегда, во все времена нуждаются не просто в дисциплине, порядке, правилах, которые могут узнать только от нас, взрослых. Это дала своей воспитаннице и Энн Салливан. Но они еще нуждаются и в системе координат. В которой по оси абсцисс заложена безусловная любовь и уважение. Но по оси ординат всегда - растущая требовательность. И это тоже показала зрителям непреклонная мисс. И только тогда возникает чудо: шлифуется характер, раскрывается мир, невзрачный диковатый камешек-алмаз становится бриллиантом чистой воды - блистающей всеми сокровищами души личностью.

Упорно смотрю сериал "Школа". От яростной ругани вокруг него после первых серий не осталось и следа. Видно, набрав все возможные очки либо на возмущении безнравственностью показанного, либо на защите свободы творчества, спорящие переключились на другие темы, сулящие новые очки. А я смотрю. И дети, и учителя стали моими близкими людьми. Да я их и по жизни знаю. Моя дочь не так давно закончила школу, так что большая часть типажей не просто угадана авторами - списана явно с натуры.

Но самое главное достоинство сериала - из жизни явлено тотальное, беспросветное одиночество детей. Да-да, детей, как бы они ни пытались казаться страшно взрослыми. Это, говорят психологи, самое важное, тайное и несбыточное желание подростков - "Примите нас во взрослые!" Не принимают. Ни педагоги, ни родители. Ни один из взрослых ни разу ни с кем из героев фильма не поговорил всерьез, по-взрослому, уважительно, с теплотой, без назидания или морализаторства. О чем угодно - об уроках, поведении, деньгах, нарядах, "что задали", "нужна медаль", "не умничай!", "почему так поздно?". Но ни о жизни, ни о дружбе, ни о любви, ни о проблеме выбора, ни о понятиях чести, достоинства, одиночества, верности...

Пожалуй, лишь ошельмованный химик всего однажды попытался побеседовать с оговорившей его девочкой о ее взглядах на жизнь. И всё.

Еще психологи знают: в нашей стране, лидирующей по числу суицидальных попыток среди подростков, 80% таких попыток связаны именно с отношениями в семье. Не с несчастной любовью, не с конфликтами в школе, не с дворовой и прочими компаниями. А с нами, папы-мамы, бабушки-дедушки. Поэтому я бы обязывала родителей смотреть сериал "Школа" в принудительном порядке. Чтобы тоже увидели себя честно, без прикрас и самообольщения.

Они ведь на самом деле нуждаются только в системе координат. Чтобы из тусклых алмазных камешков превратиться в бриллианты чистой воды.

Татьяна Батенева
"Известия"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.