В РАМТе состоялась премьера камерного спектакля "
Пятиречие", в основу которого легли сказы Архангельской области. Об этом зрителя извещает проявляющийся на черной стене текст - в начале 1930-х знаменитая певунья Махонька пересказала истории о быте северян московской актрисе Ольге Озаровской. В неизменном виде дошли они до нас, а этим летом впервые обрели сценическое воплощение.
Пятеро сказителей встречаются на пристани, откуда их должен забрать пароход. Незнакомые, они поначалу недоверчиво относятся друг к другу, но затем замешательство проходит и слова начинают литься рекой. Под едва слышный шум дождя, мелодичные напевы, притопы и прихлопы - то бурным потоком, то почти затихающим.
В лаконичных декорациях постановки "Пятиречие" - черные стены, несколько светильников да пара деревянных лавок - режиссеру Сергею Тонышеву удалось выстроить многомерный мир, который подстраивается под каждого из сказителей. Грамотная игра со светом и тенью погружает зрителя в самую суть знакомых историй - про ревнивых и жадных невесток, неверных жен, глупых мужиков и смекалистых солдат. Про три ночи, проведенные в страшном месте, про богатырей, воспитанных дикими зверями, медвежьи логова и чудесные превращения. "Пятиречие" - это настоящие сказки для взрослых, которые слушаешь в темноте, пронизанной дрожащим светом, и вздрагивая от звуков, прерывающих мелодичный поморский говор.
Сказы превращаются то в тягучие песни, то в скороговорки - постоянные рефрены заставляют поражаться тому, сколько сил происходящему отдают актеры. Их пятеро, но каждый уникален - бешеная энергетика, особенный голос, осязаемое душевное тепло, бесхитростная, но подкупающая мимика. И главный страх - лишь бы те не оказались говорящими головами, подобными той, что была в "Руслане и Людмиле", - мгновенно отступает. Они живее всех живых, эти люди со своими страхами и желаниями, вынужденные подстраиваться, готовые как перебивать друг друга, так и помогать всеми силами.
Черный юмор в их историях пересекается с суровой искренностью, фольклор - с реальностью, а справедливое возмездие - с неизбывной тоской. Сюжеты сменяют друг друга, а зрительские переживания все плотнее наслаиваются друг на друга, сплетаясь в причудливое полотно. Пик ощущений наступает, когда герои приносят котелок с дымящейся ухой и оказывается, что слова режиссера о "спектакле, пахнущем хлебом и рыбой" - отнюдь не про напускной символизм.
Север окончательно обретает дополнительное измерение: теперь можно не только почувствовать его дыхание, но и буквально оказаться в междумирье, где обитают герои. И вновь почувствовать себя в детстве, когда истории, пересказываемые столетиями, впервые обретали кровь и плоть.