Я царь - я раб - я червь - я бог!
РАМТ давно зарекомендовал себя как театр для думающего зрителя. Нынешняя премьера - прекрасное тому подтверждение. Пьеса Сэра Тома Стоппарда написана не просто одаренным драматургом, но прежде всего философом, мыслителем.
Герои его "Проблемы" - нейрофизиологи, психологи и математики - находятся в постоянном противостоянии. Первые, закоренелые материалисты, убеждены: человек способен на самопожертвование исключительно ради своей выгоды. Вторые утверждают обратное, настаивая, что альтруизм есть базовое свойство человеческой души.
При всей сложности заявленных тем спектакль Алексея БОРОДИНА далек от скуки. Максимально приближенный к актерам зритель, расположившийся прямо на сцене, погружен в бурные перипетии жизни персонажей. Кроме того, Стоппард не отказывает себе в удовольствии вложить в уста своих героев блистательный и остроумный текст.
Действие строится вокруг жизни ученой Хилари (Ирина ТАРАННИК), которая, обойдя конкурентов, получает работу в престижном Институте исследования головного мозга. Белая ворона в стае прагматиков, она крутит роман со своим обаятельным наставником Спайком (Петр КРАСИЛОВ), разыскивает дочь Кэти, отнятую 15 лет назад органами опеки, и издает революционную работу о божественной природе человеческого сознания.
Профессиональное сообщество скептически относится к теории Хилари, но не может не признать ее незаурядные способности. Интересно, что эти убежденные дарвинисты, называющие Мадонну с младенцем "женщиной, увеличивающей жизненный потенциал", вопреки своим убеждениям на практике способны на благородные поступки.
Мягкий начальник Хилари Лео (Андрей БАЖИН) до последнего выгораживает свою подчиненную. Чудачка Бо (Татьяна МАТЮХОВА) ради коллеги рискует своей карьерой. Владелец института циничный Джерри (Илья ИСАЕВ) способствует тому, чтобы удочеренная им Кэти (Полина ЛАШКЕВИЧ) могла общаться со своей биологической матерью.
Что касается самой Хилари, то в финале она становится тем самым человеком, который не вписывается в статистические данные. Жертвуя многим, героиня находит подтверждение собственной спорной теории, согласно которой человек может отказаться от собственного благополучия из любви к ближнему.
Алла Шевелева
"Театральная афиша столицы"