Поединок ума и сердца
Решение проблем - двигатель прогресса и в жизни простого человека, и в жизни науки. Если бы человечество не задавало себе и миру правильные вопросы, не продиралось через колючий терновник проблем, то наука не родилась бы никогда. Началом всему была философия, но нет, она не осталась где-то там в далеком прошлом, потому что рано или поздно каждый ученый обращается к ней снова. В XXI веке проблем много, но Том Стоппард в центр своей пьесы "The Hard Problem" поместил человека и его мозг. Алексей БОРОДИН смело взялся за такую сложную тему и перенес текст британского драматурга на сцену РАМТ.
В "Проблеме" поднимаются вопросы, которые волнуют человеческие умы уже много столетий: "Что такое доброта?", "Существует ли сознание?", "Как связаны наука, мораль, добродетель?", "Чем отличается эгоизм от альтруизма и существует ли последний вообще?". В этих вопросах у каждого своя правда, принципы и ценности.
Действие происходит в научном институте проблем мозга, куда устраивается на работу главная героиня, Хилари. В институте есть два направления - одно посвящено строго научным исследованиям и попыткам доказать, что сознание - это всего лишь определенное взаимодействие клеток мозга, и человек не руководствуется никакими душевными принципами. Работники этого отделения полностью отрицают существование человеческого "Я". Второй отдел, наоборот, стремится выяснить, есть ли у человека душа, где формируется сознание, стремление к добродетели и бескорыстный альтруизм. В одном ряду с серьезными спорами стоит ирония, которая тонкой стрелой пронизывает всю пьесу - вот научный сотрудник молится Богу перед сном, вот где-то пошатнулась логика убежденного рационалиста, вот чувства на миг берут верх над разумом. Рационализировать и алгоритмизировать человека, конечно, можно, но надо помнить, что всегда будут исключения, которые испортят статистику, как ни формулируй постановку задачи.
Заходя в зал, зрители будто становятся участниками научной конференции в институте мозга, который выполнен в стиле модернизма и функционализма (художник Станислав БЕНЕДИКТОВ) - прямые формы из неприкрытого металла, огромные стеклянные крыши, красота и изящность в простоте - что может лучше ассоциироваться с современным научным институтом? На этой конференции нет выступлений с докладами, есть своего рода затянувшийся "кофе-брейк", на котором коллеги обсуждают различные вопросы, обмениваются мнениями, спорят.
В этом поединке ума и сердца участвуют герои, характеры которых прорисованы Стоппардом с точностью ювелира - вот Хилари (Ирина ТАРАННИК), которая смотрит на науку через призму психологии с некоторым юношеским романтизмом и тщательно старается не упоминать о скелетах в шкафу (дочь, которую она родила в 15 лет по закону отдали в другую семью). Вот "настоящий" ученый Спайк (Петр КРАСИЛОВ), который скептически относится ко всему духовному и душевному, не отступает с рационального пути, вызывая у многих зрителей неприязнь, потому что так сухо и дерзко рассуждать люди обычно не решаются.
Здесь же Урсула (Нелли УВАРОВА/Янина СОКОЛОВСКАЯ) - женщина-ученый, целеустремленная карьеристка, в лице которой читается завышенная самооценка, позволяющая смотреть на остальных свысока. Руководство института - Лео (Андрей БАЖИН) и Джерри (Илья ИСАЕВ) выступают как собирательные образы ученых - в них соединяется и уважение к научным постулатам и немалая доля человечности. Странная парочка - Бо (Татьяна МАТЮХОВА) и Амал (Дмитрий КРИВОЩАПОВ), где Бо подделывает результаты эксперимента, что в научном мире является высшей степенью непрофессионализма и неуважения к самому себе, а Амал настолько резок в суждениях и самоуверен, что дальше собственного носа не способен видеть ничего.
Конечно, ничто человеческое ученым не чуждо, поэтому ряды героев, которые, в общем-то, обрисовывают все современное общество, Стоппард дополняет инструктором по пилатесу Джулией (Александра РОЗОВСКАЯ), которая замыкает этот круг образов и характеров, добавляя немного непосредственности и искренней доброты.
Центральной темой обсуждения становится вопрос "что является эгоизмом, а что - альтруизмом?". Сейчас модно размышлять об альтруизме, говорить людям о доброте и показывать собственным примером, как надо помогать и жертвовать чем-то ради других. Только вот не является ли подобный альтруизм эгоизмом под приправой добродетели, не происходит ли подмены понятий? Многое совершается лишь ради одобрения со стороны общества, ради внимания других людей и собственной безопасности в социуме.
Людям с детства внушают, что собственное "Я" должно меркнуть перед бескорыстием, которое является в обществе синонимом добродетели. И в итоге получается, что эгоизм - жертвование другими ради себя, альтруизм - жертва собой ради других. Но при любом раскладе все крутится вокруг этих "других". Получается ловушка, в которой выбор стоит между подавлением и самопожертвованием. И те, кто выбирают самопожертвование - делают это ради себя, а не тех самых "других". И вот такой скрытый эгоизм опаснее неприкрытого, потому что обманывается и сам человек, и общество вокруг него. А существует ли чистый альтруизм, без поиска личной выгоды?
На первый взгляд у Стоппарда все раскрашено в черные и белые тона - либо полный эгоизм, либо полный альтруизм. Но мы говорим о человеке, а не числовой оси, где точно ясно, где минус, а где плюс. В этом и есть наше достоинство, что люди состоят из полутонов, которые можно изучать бесконечно. И Том Стоппард это отлично понимает, поэтому при более пристальном рассмотрении в диалогах его героев можно увидеть различные точки зрения на проблему альтруизма. Несомненное достоинство этой постановки в том, что никакое мнение зрителю не навязывают. Каждый найдет мысли и суждения, близкие к его философии - как часто в книгах мы акцентируем внимание именно на том, что уже беспокоило наш ум.
"Проблема" - очень важный спектакль, большая работа и для создателей, и для зрителей, потому что во время просмотра мозг усердно запоминает и разбирает головоломки драматурга и режиссера. Здесь не будет ответов, здесь будут вопросы - те самые, о которых мы периодически вспоминаем и о которых нельзя забывать, потому что важно для самого себя ставить рамки рационального ума, альтруизма и здорового эгоизма. Театр не должен давать ответ, он задает вопрос - чтобы зритель думал и, возможно, понял что-то важное, сделал открытие. С этим "Проблема" справилась блестяще.
Наталия Мануйлович
Портал PluggedIn