Трудно быть королем
Спектакль "Принц и нищий", поставленный молодым режиссером Николаем КРУТИКОВЫМ (художник Е.НИКОНОРОВ, балетмейстер Л.ИСАКОВА, режиссер по пластике А.ЗАКИРОВ) на сцене РАМТа, с одной стороны, вполне традиционен для молодежного театра, с другой же - удивительно своевремен. Чем можно увлечь сегодня тинейджеров, занятых лишь созерцанием кровавых "страшилок" по всем каналам ТВ, компьютерными играми да фанатскими футбольными разборками? Как привить им не то что "чувства добрые", а хотя бы некоторое понимание различий между добром и злом, подлостью и бескорыстием?
Молодежный театр - это всегда особая судьба: здесь не может быть приблизительности этических критериев, размытости оценок. Потому что в нашей реальной действительности размытым и приблизительным оказалось слишком многое. И та определенность, с которой выстроен спектакль по роману Марка Твена (пьеса написана А.ЯКОВЛЕВЫМ), привлекательна сама по себе - своей горячностью, своей молодой, заразительной энергией, своим незашифрованным пафосом борьбы за справедливость. Евгений Никоноров выстроил королевский дворец внутри Двора объедков, и в этой, казалось бы, простой метафоре скрыт глубокий смысл; из грязи и мусора прорастает и тянется ввысь замешенная на подлости, предательстве роскошь. Роскошь власти над людьми - униженными, раздавленными, нередко доведенными до подлости несправедливостью окружающей жизни. Отдавая жизнь за своего короля на поле брани, лишаясь всего ради благополучия вельмож, они оказались на самом дне жизни, где так трудно, почти невозможно сохранить живую душу, как сохранила ее Дженни (Н.ПЛАТОНОВА), вырастившая чистых и светлых детей, Бэт (В.ЗОТОВА) и Тома (А.ДОРОНИН).
Пожалуй, впервые со времен своего детства, когда Тома Кенти и принца Эдуарда играла изумительная Лидия Николаевна Князева, я увидела в этой роли двух очень мало похожих между собой юношей. Александр Доронин и Олег МОСАЛЕВ (Принц) играют эмоционально, сильно, выплескивая в зрительный зал совершенно особую, так остро необходимую сегодня романтическую энергию. Том зачитывается романами о короле Артуре и рыцарях Круглого стола - зачитывается под откровенные издевательства окружающих, словно убегая от грязной и страшной жизни тех, кто ворует, убивает, мстит за свою несостоявшуюся жизнь. Страшный предводитель оборванцев Гуго (Ю.ГРИГОРЬЕВ великолепен в этой роли) и отец Тома (очень выразительно играет его А.ХОТЧЕНКОВ) готовы на все, лишь бы заполучить фартинг на выпивку. Черная Бэсс (О.ЛЫСАК), только выпив, может забыть о гибели своего жениха, вот и бродит, словно привидение, качаясь и ухмыляясь, вдоль Двора объедков. Йокел (С.ПИКАЛОВ), обезображенный шрамами, с вырванным языком, щелкает кнутом, готовый на насилие и убийство просто так, из чувства мести всем и каждому... Ну где же найти рыцарей, способных на высокие чувства? И где найти силу сопротивления словам отца: "Добрые сердца бывают только в книжках или в раю"?.. Ведь даже Гемфри, королевский мальчик для битья, способен на предательство. Он не пускает принца в одежде оборванца во дворец, потому что надеется: новый король, король из нищих, не станет гнать его вон за ненадобностью. Сергей ПЕЧЕНКИН замечательно играет Гемфри; в этом мальчике нет желания мести, обозленности, готовности к подлости - он искренне раскается в своем поступке, совершенном от отчаяния и страха. А значит, есть надежда, что Гемфри станет рыцарем... Но Том не расстается с верой. Сила и энергия поиска справедливости постоянно живут в глазах, в пластике Тома-А.Доронина, побуждая зрительный зал к сочувствию, сопереживанию, единомыслию. В этом - некий удивительный "фокус" спектакля Н.Крутикова, его главный урок и главная удача, потому что привычная и даже успевшая стать банальной мысль о том, что кто-то живет во дворцах, а кто-то на помойке, и никогда не поменяться им местами, приобретает в "Принце и нищем" тот глубокий, основательно забытый ныне оттенок особого, романтически осознанного Просветительства, от которого театры в последнее время предпочитают стыдливо отвернуться. Поэтому в тот момент, когда Том осознает, что стал королем не в мечтах, а в действительности, взгляд юноши не просто растерян. В нем причудливо смешиваются страх и радость, отчаяние и надежда, потаенные мечты и ужас от того, что они, кажется, сбылись. Как сбылась и едва зародившаяся влюбленность в сестру принца, милую, все понимающую Елизавету (У.УРВАНЦЕВА).
И все сойдется в одну точку, все сбудется в тот самый миг, когда наступит время для "битвы за правое дело", осуществления одного из главных условий "Правил рыцарского достоинства" короля Артура - в схватке с Гуго, в защите рыцаря Гендона (Алексей БЛОХИН создает образ поистине пленительный, сродни истинному Дон Кихоту, не случайно в его дорожной корзинке лежат куклы, похожие на Дон Кихота и Санчо Панса) под торжественные звуки музыки в единый образ сольются Принц и Нищий, чтобы внезапно проявилось неразличимое сходство двух совершенно разных мальчиков. Сама идея столь причудливо истолкованного двойничества приобретает в спектакле Н. Крутикова очень современный смысл - мы реагируем на одежду, на облик, созданный приметами исключительно внешними, не видя лица, глаз, а значит, и души.
Несходство мальчиков бросается в глаза, в то время как сходство придворных и обитателей Двора объедков - очевидно. Отец Тома и лорд Гетфорд (А. ХОТЧЕНКОВ), Гуго и лорд Сент-Джон (Ю. ГРИГОРЬЕВ) живут по одним законам, их души неотличимы в своей стертости, все решает лишь оболочка да, пожалуй, суммы, которые им необходимы. Одним достаточно фартинга, другим нужны тысячи фунтов стерлингов... Это раздвоение всех персонажей, типично романтический прием литературы и театра, "срабатывает" сегодня удивительно свежо и современно. Неужто и правда мы возвращаемся к эпохе романтического осмысления мира и своего места в нем?.. И осознаем с горечью: да, король, познавший истинные ценности, обретший духовную высоту, долго не будет править народом. И осознаем с надеждой: но ведь за ним придет следующий, воспитанный уже им, ведающим "Правила рыцарского достоинства"...
Трудно быть королем. Еще труднее - королем Артуром, сидящим во главе Круглого стола, за которым собираются исключительно благородные рыцари...
Наталья Старосельская
"Страстной бульвар"