Принц исполняет жигу
Этого замечательного американского писателя любят все - от мала до велика, но встречи с ним в театре, к сожалению, нечасты. Радует "Принц и нищий" в Российском академическом Молодежном.
Поставил спектакль молодой даровитый Николай КРУТИКОВ. Ему удалось создать настоящий ансамбль, где совсем юные артисты - исполнители ролей Тома Кенти и Принца Эдуарда (А. ДОРОНИН и О. МОСАЛЕВ) удивительно сочетаются с актерами среднего поколения, такими мастерами, как А. ХОТЧЕНКОВ (Джон Кенти) и А. БЛОХИН (Гендон), играющий, как и большинство артистов, без дублера.
Нет смысла пересказывать содержание книги, органично перенесенное талантливым драматургом А. Яковлевым на сцену. Фабула известна, а вот как все на сцене - это надо видеть. И желательно не только подросткам, но и взрослым. В самом деле, начнем с того, что это очень изящный (и веселый!) спектакль. Воздушные светлые переходы изысканно цветного дворца сменяются огромными мрачными конструкциями отделенного от светской жизни деревянного Двора Объедков, где живут Том и его семья. Специально сделано так, что деревянные "ворота" едва ли не наступают на ступени дворцовой лестницы, как бы подчеркивая, как близко друг от друга находятся наши юные герои, которым предстоит узнать и понять очень многое в жизни. Самовлюбленный властный и капризный Принц осознает наконец, в чем правда и истина человеческих взаимоотношений, поймет, что почем при его дворе, увидит горе и беды обитателей Двора Объедков, который, по сути-то, и является метафорическим прообразом страдающей от несправедливости тогдашней Англии.
О. Мосалев играет своего героя экспансивным, часто ошибающимся (такова жизнь!), очень милым, хотя и слегка испорченным дворцовой жизнью мальчишкой, но который по-настоящему может оценить честность, справедливость и доброту. И еще он, как и Том Кенти, очень любит свободу от разных условностей и от устоявшихся невзгод. Главными героями спектакля, его дирижерами становятся Принц и бродячий искатель справедливости рыцарь Гендон - подвижный, как ртуть, поразительно пластичный.
Марк Твен в РАМТе чувствуется во всем - в обитателях нищего угла Лондона, во дворце, где все придворные - откровенные ворюги и шантажисты, готовые на крайние меры ради приобретения денег.
Том Кенти увлекается книгой о рыцарях "Круглого стола" короля Артура. Все неслучайно. Такие мальчишки, как Том и прошедший горькую школу Двора Объедков Принц, способны на добрые и справедливые поступки. Их пример ненавязчиво, но упрямо вызывает в окружающих желание быть внимательнее к людям, гуманнее, мягче и, главное, неприятие зла, жадности, обмана и прочих дурных "вечных" истин, которых и сам Марк Твен не переносил...
Наталья Лагина
"Наш век"