В экзистенциальном болоте
В Белой комнате РАМТа Владимир МИРЗОЕВ воспроизвел не столько фактуру советского быта, сколько атмосферу эпохи безвременья. Отсутствие воздуха, перспективы и надежд.
Красавица-Она (Мария ТУРОВА) влюбляется в оборванца Лешу (Александр ДОРОНИН) и начинает изменять своему деловому и преуспевающему мужу (Андрей СИПИН). Влюбленная в ее мужа Наташа (Диана МОРОЗОВА) жадно следит за разворачивающимся романом, непонятно на что надеясь. Сосед Колечка (Алексей МИШАКОВ), давно брошенный женой, заходит повздыхать над чужими страстями. А Бабушка Тихонова (бесподобная Наталья РЯЗАНОВА) разворачивает гигантскую панораму измен, страстей, разрывов и альянсов сотканных из обрывков чужих судеб.
Белые кирпичные стены, банки, бутылки, стаканы, намертво прикрученные к столешнице, - шаг за шагом растет ощущение дома-тюрьмы, жизни-тюрьмы, судьбы-тюрьмы. Даже свободная тяга друг к другу мужчины и женщины не дает ни выхода, ни радости. Наоборот, сильные чувства оказываются слишком чрезмерными для измельчавших homo soveticus.
Подпольные советские люди, шпионят друг за другом и за самими собой. Поминают Толстого и Окуджаву, но про первого помнят, что это "злой старик", а про второго просто спрашивают: кто это? Актеры РАМТа играют с точным чувством исторической эпохи и стиля автора. И режиссер-философ Владимир Мирзоев медленно, неспешно разворачивает бытовую нескладуху в портрет эпохи, которая не хочет окончательно уйти.
Одним из лейтмотивов "Оборванца" становится простая мысль, что ничего не проходит ("так в грядущем прошлое длится - страшный праздник мертвой листвы"). Советское подполье продолжает жить в нас, продолжает тлеть.
Может, именно поэтому театры снова и снова выстраивают на своих сценах ушедшие интерьеры, и все пытаются попрощаться с прошлым, которое держит нас сухой и мертвой рукой непохороненного дедушки Ленина.
Ольга Егошина
"Театрал"