Разомкните круг в спираль

Первой постановкой режиссера в РАМТе была "Олеанна" по одноименной пьесе Дэвида Мэмета, теперь - "Оборванец", ранняя пьеса Михаила Угарова, написанная в духе Хармса.
По мнению режиссера, РАМТ - хорошее место для необычных пьес. "Тем более Алексей Владимирович Бородин (художественный руководитель РАМТ, - прим. ред.) хорошо знал Михаила Угарова, - говорит он. - Когда-то они вместе работали в Кирове: Миша - актером, Алексей Владимирович - режиссером. Пьеса долго не могла найти приюта, а теперь, наконец, обретает дом - в память о своем авторе, настоящем мастере".
Нарочитое бесовство на сцене, как вспарывание гнойников. Зависть, возведенная в абсолют. Самая страшная - такая вроде бы тихая…
 
А кто в этом мире не завидует, спросите вы? Кто не крадет, хотя бы в мыслях, воображая, что съедает чужое заветное? Вопрос в другом - кто может остановиться? "У таких язычников, — считает режиссер, — нет за душой ничего, а воровство - это принцип, способ познания мира".
Жить в иллюзиях, наверное, проще. Подглядывая в чужие окна, и, пользуясь чужими мужьями-женами, можно ни за что не отвечать. Брать - не творить, особых трудов не надо. Берут все, что плохо лежит..
Стоп. Но ведь плохо, так свободно идет в руки…
"И еще, - продолжает Мирзов, - это история об одиночестве. Все герои - брошенные богом беспризорники, но восстать не умеют - слишком инфантильны и пусты".
А, может, недолюбленные? И кто кого бросил, скорее всего, открытый вопрос. Не зря размышляют герои о божьей "синей театрадочке", где некто фиксирует плюсы и минусы. Но в то же время вывод: "Бог виноват передо мной, а не я перед ним".
 
Ну, что ж, тем длиннее путь. И путь этот замкнутый круг или…?
"С одной стороны, да, мы ходим одними и теми же путями, - комментирует режиссер поезд в замкнутой окружности рельсов, - повторяем одни и те же ошибки и достижения. Но, с другой стороны, есть опыт, что накапливается в поколениях, и преображаясь отчасти, все равно этот круг размыкает в спираль. Это медленный прогресс, но я верю, что все будет хорошо".
На каких-то микронах, где-то в подсознании, освобождение от иллюзорной жизни конечно, возможно. Как создать гармонию реальности бытия? Владимир Мирзоев дает потрясающе неожиданный для многих ответ. Не рецепт, а направление. И  именно поэтому "Оборванца" очень стоит посмотреть. Чтобы спросить себя, а не "виновных" во всем окружающих: "Почему так живем?"
 
Конечно, размышлять зритель будет потом, дома или по дороге домой, когда начнет немного приходить в себя от потрясающего  актерского фейерверка, втягивающего в контрастные миры и настроения - от чувственного танго до рассказов соседки по коммуналки, от так важного почему-то цвета маренго до отчего-то даже не шокирующих ало-клюквенных оттенков повседневности. И не без музыкальной лирики и теплого уюта.
Попадет или не попадет в зрителя? По мнению Мирзоева, это всегда большой вопрос. "Я всегда исходил из того, - говорит он, - что если попадает в меня, значит и в кого-то еще тоже. Не во всех, но в кого-то, кто-то рифмуется со мной. Мой единственный инструмент - мои собственные чувства, мой собственный разум, думаю, у режиссера иного критерия нет".

Наталья Косякова
"Клаузура"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.