"Оборванец" в итогах года
1 апреля прошлого года в годовщину смерти Михаила Угарова в Белой комнате РАМТа состоялась премьера спектакля по его ранней пьесе "Оборванец". Поставил спектакль известный режиссер Владимир МИРЗОЕВ, пространство создала художник Алиса МЕЛИКОВА. Пьеса, написанная в 1993 году, посвящена растерянному и потерянному поколению "лихих" девяностых, когда вместе с государством нищали души людей, не знающих, куда им приткнуться, и глядящих в будущее без всяких надежд. Драматург, режиссер и прекрасные артисты Молодежного театра попытались "сквозь магический кристалл" рассмотреть мысли и чаяния своих странных, мятущихся персонажей, не задумывающихся ни о смысле жизни, ни о пресловутой "духовной жажде".
Мирзоев в предуведомлении написал, что "Оборванец" - о зависти. И что каждый герой в этом мире кому-то завидует и непременно что-то крадет. Наверное, это в общем так. Но мне показалось, что спектакль еще и о неустроенности и неприкаянности людей, которым как Мармеладову в "Преступлении и наказании" нужно хоть куда-нибудь да пойти. Вот они и маются и ищут точки опоры в соприкосновении друг с другом, пусть даже обманчивые и эфемерные. И в результате сквозь эту мешанину призрачных эмоций и никчемных мыслей проступает человеческая "комитрагедия", в которой, несмотря ни на что, всех становится жалко. Владимир Мирзоев, как всегда, сочинил непростой, странный, остроумный и отчасти лукавый спектакль, про который при всей его на первый взгляд бытовой основе можно сказать словами из японской пьесы "Колодезный сруб": "Все непостоянно в непрочном и печальном мире-сне". И на самом деле кажется, что его герои живут в каком-то полусне, и неизвестные вихри влекут их в какие-то неведомые сферы помимо их воли. Спектакль, несмотря на непростые условия "Белой комнаты", легок и красив по своей театральной фактуре. Великолепен и, самое главное, ненавязчив его пластический рисунок (поклон хореографу Рамуне ХОДОРКАЙТЕ), доминантой которого являются яркие и на редкость эротичные танцы героя со своими дамами. И смотрится спектакль, как ни странно, на одном дыхании, несмотря на некоторое многословие и ограниченность сценического пространства. Наверное, ранняя пьеса Михаила Угарова в чем-то несовершенна, не вполне простроена. Но, тем не менее, она заставляет размышлять. И сопереживать. А спектакль Владимира Мирзоева - еще раз радоваться его неиссякаемой творческой фантазии и наслаждаться красотой потрясающих женщин. Которых, как поется в романсе, хочется непременно "обнять и плакать".
Павел Подкладов
Ревизор.ру