"Ты сам свой высший суд"
Новый спектакль Алексея БОРОДИНА "Нюрнберг" можно смело назвать главным театральным событием осени. Глобальность поднятой проблемы, масштабность постановки, актуальность темы - все это очень по-РАМТовски, по-бородински.
Только ленивый еще не сравнил "Нюрнберг" с другим спектаклем Бородина - "Берегом утопии". Несмотря на то, что два часа театрального времени "Нюрнберга" не идут ни в какое сравнение с почти десятью часами "Берега", параллели возникают постоянно. Со сцены Молодежного театра снова звучит голос времени. И вроде рассказывается об истории, а получается все равно - о сегодняшнем и о вечном.
Тема - серьезнее некуда. В основу спектакля положен киносценарий Эбби Манна о суде над нацистами. Поэтому заранее ожидаешь чего-то величественного, грандиозного. Сценография Станислава БЕНЕДИКТОВА, действительно, с первого взгляда поражает своей грандиозностью. Массивные деревянные конструкции, темные, тяжелые, давящие - лучшее место для обдумывания ошибок прошлого и вынесения приговоров. Однако действие начинается, и все оказывается не так уж мрачно.
Это совсем не зал суда, а ресторан. Туда-сюда снуют официанты, подливая вино, легкая музыка, звон бокалов, тихие разговоры... За одним из столов сидит и судья Хейвуд (Александр ГРИШИН), именно от его решения и зависит исход процесса. Допрос происходит во время обеда, рассказы о преступлениях нацистов перемежаются кабарешными номерами, то и дело сбивая пафос происходящего на сцене.
Жанр спектакля определен как "воспоминание без антракта". Чье воспоминание? Конечно же, Хейвуда, незаметно сидящего в углу. В то время как прокурор (Степан МОРОЗОВ) и адвокат (Евгений РЕДЬКО) обвиняют и защищают, произносят длинные убедительные речи (каждый из них прав, каждому хочется поверить), допрашивают свидетелей, Хейвуд, как и зрители, напряженно следит за действием. Для тех, кто не смотрел фильм, в спектакле появляется дополнительный интерес - какое решение примет Хейвуд?
Спектакль, конечно же, не о нацистах, не о судьях, не об Америке и не о Германии. Он о человеке и о выборе. О выборе оставаться человеком в любой ситуации. Виновен ли человек, совершавший преступления по приказу родины? Виновен ли человек, не знавший о масштабах происходящих зверств? Виновен ли человек, знавший об этих масштабах, осознающий и признающий свою вину? Виновен ли народ, в балагане повседневного праздника, пытающийся забыть свое прошлое? И как принимать решение, зная, что от тебя по сути ничего не зависит и одновременно зависит все?
Бородин удивительно точно умеет показывать течение времени. Кабарешные номера вставлены в спектакль не для развлечения зрителя, заскучавшего от слишком серьезной темы, а чтобы показать - жизнь идет, и в ней находится место всему. Вещи и события, которые, казалось бы, никак, никогда не должны находиться вместе, спокойно соседствуют. В этом нет цинизма, в этом жизнь. После кадров кинохроники из Освенцима (которую мы видим глазами прокурора Лоусона), на сцене начинается оглушительный, яркий праздник дураков. После мрачности и тяжести предыдущей сцены - нарядные костюмы, веселые голоса, громкая музыка. Каким должно быть решение Хейвуда? Тем, из Освенцима, уже не поможешь. У этих, на празднике все хорошо. Каким должно быть решение, если время идет и все забывается?
Не только Хейвуд в этой истории делает свой выбор. Его делают абсолютно все. Адвокат и прокурор, каждый из подсудимых, каждый из массовки. Но особенно - Яннинг (Илья ИСАЕВ), один из судей, над которыми идет процесс. Все внутреннее напряжение, растущее по ходу спектакля, буквально нарастающее неразборчивым гулом голосов со сцены, взрывается финальным монологом Яннинга. И тихими словами Хейвуда: "Мы - это то, что мы защищаем. Даже если защищать это невозможно".
В спектакле много судей. Но в итоге каждый все равно судит себя сам. И это самое главное. Потому что от этого суда не уйти никому.
"Нюрнберг" - это не просто очередной очень хороший спектакль в и без того богатом репертуаре РАМТа. Это позиция. Это заявление. Это голос, идущий со сцены. Голос театра, голос режиссера, голос актеров. Голос времени.
Маша Третьякова
Портал "Весь Театр"