"Ты сам свой высший суд"

Новый спектакль Алексея БОРОДИНА "Нюрнберг" можно смело назвать главным театральным событием осени. Глобальность поднятой проблемы, масштабность постановки, актуальность темы - все это очень по-РАМТовски, по-бородински.

Только ленивый еще не сравнил "Нюрнберг" с другим спектаклем Бородина - "Берегом утопии". Несмотря на то, что два часа театрального времени "Нюрнберга" не идут ни в какое сравнение с почти десятью часами "Берега", параллели возникают постоянно. Со сцены Молодежного театра снова звучит голос времени. И вроде рассказывается об истории, а получается все равно - о сегодняшнем и о вечном.

Тема - серьезнее некуда. В основу спектакля положен киносценарий Эбби Манна о суде над нацистами. Поэтому заранее ожидаешь чего-то величественного, грандиозного. Сценография Станислава БЕНЕДИКТОВА, действительно, с первого взгляда поражает своей грандиозностью. Массивные деревянные конструкции, темные, тяжелые, давящие - лучшее место для обдумывания ошибок прошлого и вынесения приговоров. Однако действие начинается, и все оказывается не так уж мрачно.

Это совсем не зал суда, а ресторан. Туда-сюда снуют официанты, подливая вино, легкая музыка, звон бокалов, тихие разговоры... За одним из столов сидит и судья Хейвуд (Александр ГРИШИН), именно от его решения и зависит исход процесса. Допрос происходит во время обеда, рассказы о преступлениях нацистов перемежаются кабарешными номерами, то и дело сбивая пафос происходящего на сцене.

Жанр спектакля определен как "воспоминание без антракта". Чье воспоминание? Конечно же, Хейвуда, незаметно сидящего в углу. В то время как прокурор (Степан МОРОЗОВ) и адвокат (Евгений РЕДЬКО) обвиняют и защищают, произносят длинные убедительные речи (каждый из них прав, каждому хочется поверить), допрашивают свидетелей, Хейвуд, как и зрители, напряженно следит за действием. Для тех, кто не смотрел фильм, в спектакле появляется дополнительный интерес - какое решение примет Хейвуд?

Спектакль, конечно же, не о нацистах, не о судьях, не об Америке и не о Германии. Он о человеке и о выборе. О выборе оставаться человеком в любой ситуации. Виновен ли человек, совершавший преступления по приказу родины? Виновен ли человек, не знавший о масштабах происходящих зверств? Виновен ли человек, знавший об этих масштабах, осознающий и признающий свою вину? Виновен ли народ, в балагане повседневного праздника, пытающийся забыть свое прошлое? И как принимать решение, зная, что от тебя по сути ничего не зависит и одновременно зависит все?

Бородин удивительно точно умеет показывать течение времени. Кабарешные номера вставлены в спектакль не для развлечения зрителя, заскучавшего от слишком серьезной темы, а чтобы показать - жизнь идет, и в ней находится место всему. Вещи и события, которые, казалось бы, никак, никогда не должны находиться вместе, спокойно соседствуют. В этом нет цинизма, в этом жизнь. После кадров кинохроники из Освенцима (которую мы видим глазами прокурора Лоусона), на сцене начинается оглушительный, яркий праздник дураков. После мрачности и тяжести предыдущей сцены - нарядные костюмы, веселые голоса, громкая музыка. Каким должно быть решение Хейвуда? Тем, из Освенцима, уже не поможешь. У этих, на празднике все хорошо. Каким должно быть решение, если время идет и все забывается?

Не только Хейвуд в этой истории делает свой выбор. Его делают абсолютно все. Адвокат и прокурор, каждый из подсудимых, каждый из массовки. Но особенно - Яннинг (Илья ИСАЕВ), один из судей, над которыми идет процесс. Все внутреннее напряжение, растущее по ходу спектакля, буквально нарастающее неразборчивым гулом голосов со сцены, взрывается финальным монологом Яннинга. И тихими словами Хейвуда: "Мы - это то, что мы защищаем. Даже если защищать это невозможно".

В спектакле много судей. Но в итоге каждый все равно судит себя сам. И это самое главное. Потому что от этого суда не уйти никому.

"Нюрнберг" - это не просто очередной очень хороший спектакль в и без того богатом репертуаре РАМТа. Это позиция. Это заявление. Это голос, идущий со сцены. Голос театра, голос режиссера, голос актеров. Голос времени.

Маша Третьякова
Портал "Весь Театр"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.