Премьера спектакля "Нюрнберг" в РАМТ

Режиссер  Алексей БОРОДИН поставил спектакль "Нюрнберг" по известному киносценарию Эбби Манна. Предыстория: в декабре 1961 года вышел фильм "Нюрнбергский процесс", в основу которого легли подлинные события процесса 1947 года, когда на скамье подсудимых оказались 16 высокопоставленных юристов Третьего Рейха. Судил их американский военный трибунал. За потертой стеной темного дерева, с прорезями-окнами, видна панорама ресторана: столики с посетителями, бильярд, снующие официанты, бармен за работой. Стена-занавес поднимается к колосникам. Тихая живая музыка, уютный свет… Мир и спокойствие послевоенной Германии. Именно это место станет в спектакле залом суда, в котором будет слушаться дело о нацистских юристах, создававших правовые поля для законных убийств неугодных режиму граждан не только собственной страны, но всей Европы. Американцы ведут показательные процессы: судят, осуждают, но все чаще оправдывают нацистских преступников. Ведь Советский Союз дышит в спину, "хрупкое" биполярное противостояние капитализма и социализма переходит в более жесткое силовое противостояние США-СССР. Нужно выбирать из двух "зол".

Почему ресторан? Здесь подсудимые (нисколько не признающие свою вину) тихо чокаются пивом и ведут неспешные беседы. Свидетели аппетитно вкушают десерт, а прокурор опрокидывает одну рюмку за другой. И непонятно, дойдет ли дело до кровавой пьяной драки или все закончится выпивкой на брудершафт? Окончательно еще ничего не определено. Но уже, например, идет давление свыше на судью его же соотечественниками : "Подумайте, нам ведь нужна Германия! Мы должны заручиться поддержкой немцев!" А адвокат произносит свою пламенную речь о том, что подсудимые виноваты не больше любого другого немца, который привел Гитлера к власти и поддержал режим. Но кульминация происходит тогда, когда один из осужденных, обличая самого себя и одновременно всю Германию, говорит о том, что он (и каждый) хотел только как лучше: страна должна была уйти от нищенской демократии, которую разрывало изнутри, к национал-социализму, чтобы подняться с колен после "великой депрессии".

Но вот вихрем вдруг врывается на сцену праздничная процессия по случаю дня дурака: маски, яркие колпаки, шутовские шапки, флаги, танцы! Смотрите, это всего лишь карнавал! Большая политика - вещь не "без дураков". Суд, исход которого уже предопределен. Да, осудят пожизненно и посадят. Но уже через пять лет они будут свободны. Именно поэтому подсудимые, продолжающие спокойно беседовать за кружкой пива, так спокойно прощаются друг с другом, в то время, когда им зачитывается тяжелый приговор. Это не частный случай, это принцип большой политики. Все - карнавал. День дурака.

Несмотря на то, что весь спектакль состоит из длинных, увесистых, тяжелых по своей сути монологов и диалогов, смотрится он с увлечением и напряжением. Возникает ощущение просмотра большого кино. Впечатление усиливается массовыми сценами. В постановке занята практически вся труппа театра, и на сцене одновременно могут находиться несколько десятков человек. Но в кино есть камера, выдергивающая крупные планы, в театре все с одного ракурса. Точное симультанное существование, например, тридцати актеров на сцене, где каждый безупречно взаимодействует с происходящим и друг с другом - тяжелый труд и умение.

Помнить, не повторять, суметь сохранить себя. Все это безусловно заложено, как в самом тексте Манна, так и в спектакле Алексея Бородина. Но было бы, конечно, глупо отрицать сверхактуальность "сюжета" по отношению ко дню сегодняшнему. А какие акценты сделает каждый из зрителей - дело его собственной внутренней позиции. Смотреть и расставлять акценты настоятельно рекомендуется!

Светлана Бердичевская
Портал COZY MOSCOW
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.