Поле битвы дьявола с Богом - сердца людей

В Российском Молодежном театре состоялась премьера спектакля "Нюрнберг", поставленного Алексеем БОРОДИНЫМ по киноповести Эбби Манна "Нюрнбергский процесс".

Это один из лучших, если не лучший спектакль из тех, что идут сегодня на театральных сценах столицы, как по важности поднимаемой темы, так и по уровню ее художественного воплощения.

На примере "малого" Нюрнбергского процесса над высшими судьями фашистской Германии режиссер предлагает задуматься о современном конформизме, который повсеместно в мире набирает силу. Беспринципное, некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления, пассивное принятие установленного свыше порядка вещей превращается ныне в опасную тенденцию морально-политического приспособленчества. Если учесть, что "дети приспособленцев, по мнению наблюдательного афориста Аркадия Давидовича, лучше приспосабливаются, чем их отцы", то у конформизма есть настораживающая перспектива.

Люди любят повторять, что у каждого в споре своя правда, хотя прекрасно знают, что правда бывает только одна. Утверждая с улыбкой, что говорят правду, одну только правду и ничего, кроме правды, но не всю правду, они намеренно затуманивают смысл, и тогда возникшую "пустоту" заполняют полуправда и ложь, которые маскируют слабую душу, трусливое сердце, беспомощный ум и порочный характер. Подобно фокуснику, подменяющему на глазах у изумленной публики белого кролика черным, они изменяют любой смысл на противоположный. И уже "целый мир, себе не рад, стремится в рай дорогой в ад".

Так поступали подсудимые Нюрнбергского процесса, для которых жонглирование словами и смыслами стало второй профессией. Это - бывший судья Эрнст Яннинг и экс-прокурор Эмиль Ханн, которые начали свою успешную карьеру в нацистской Германии, устроив в 1935 году показательный процесс над 65-летним коммерсантом Леманом Фельденштейном. Пожилой человек был осужден ими по надуманному обвинению, без предъявления каких-либо доказательств лишь за то, что он был евреем. Возможно, тогда и начался геноцид еврейской нации. Позднее Яннинг признается: "Это был не суд, а ритуальное жертвоприношение, в котором еврей Фельденштайн был беспомощной жертвой… Я вынес приговор еще до того как вошел в зал суда".

Столь же изворотливы в оправдании своей службы нацистскому режиму были подсудимые Фридрих Хоффштеттер (Андрей СОРОКИН) и Вернер Ламппе (Вячеслав НИКОЛАЕВ), свидетели Карл Вик - экс-министр юстиции Веймарской республики (Виктор ЦЫМБАЛ), адвокат Фельденштейна - Генрих Гейтер (Алексей БЛОХИН), уборщица фрау Линднов (Елена ГАЛИБИНА)... В суде постоянно звучали их слова: "Нас заставляли".

Но заставляли ли? В памяти невольно всплывает диалог из пьесы Евгения Шварца "Дракон" между рыцарем Ланцелотом, убившим Дракона, и бывшим другом рыцаря - Бургомистром, который стал слугой Дракона.

Бургомистр. Меня так учили.

Ланцелот. Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?

Трагически на этом фоне звучали признания жертв сидевших на скамье подсудимых палачей - свидетелей обвинения Ирен Вальнер (Дарья СЕМЕНОВА) и Рудольфа Петерсена (Тарас ЕПИФАНЦЕВ).

Человеческая драма в спектакле "Нюрнберг" разворачивается вокруг судебного разбирательства под председательством опытного американского юриста Дэна Хейвуда, а ее кульминационным моментом становится решение главного обвиняемого - Эрнста Яннинга, который сначала не признавал правомочность суда и отказывался сотрудничать как с судом, так и со своим адвокатом, выступить с признательной речью, опровергая все доводы защиты. Его речь прозвучала подобно разорвавшейся бомбе: на кону - не только благоденствие и репутация бывших судей нацистской Германии, но и послевоенная жизнь США и других европейских стран, честь всего немецкого народа.

Бородин предельно точно выстраивает взаимоотношения главных персонажей, добиваясь от исполнителей содержательной образности и эмоциональной взвешенности каждой произнесенной ими фразы, каждого слова. Битва между напористым полковником Тэдом Лоусоном и изворотливым адвокатом Гансом Рольфе - это не привычное в судебной практике соревнование обвинения и защиты, это столкновение двух мировоззренческих мнений о том, можно ли оправдать и простить тех, кто творил зло в силу сложившихся обстоятельств.

Процесс проходил в 1948 году, в период начала "холодной войны" между США и СССР. Поэтому в спектакле отражены попытки некоторых американцев смягчить приговор, чтобы сделать из бывших врагов верных прислужников. Такое положение позволило подсудимым играть на противоречиях между вчерашними союзниками и даже запугивать их: "Вы осудите нас сегодня, коммунисты осудят вас завтра".

Судью и прокурора пытаются склонить к мягкому приговору для бывших палачей ("Я не хочу на Вас давить, но..."). И принципиальный, несгибаемый прокурор Лоусон дрогнул. А вот внешне сдержанный, мудрый в словах и поступках судья Хейвуд, этот "деревенщина", не поддался на давление влиятельных соотечественников. Он остался верен себе и вынес приговор с позиций вечных нравственных норм.

Поэтому особый интерес представляет сопоставление этого персонажа с образом сидящего на скамье подсудимых влиятельного юриста - Эрнста Яннинга. Для Хейвуда непонятно, как мог человек высокой культуры и независимых взглядов, профессиональный юрист, оказаться в плену фашистской идеологии. Ответ на этот вопрос дал сам Яннинг. Им, оказывается, руководило стремление возродить Германию. Ради этого известный законник считал возможным временно отступить от незыблемых норм морали, от принципа защиты права любого человека на жизнь и справедливый, доказательный суд с надеждой вернуться к ним в дальнейшем. Однако этот компромисс, эта сделка с совестью стали для него началом "дороги в ад". А вот Хейвуд, когда принимал должность в родном штате, на компромисс с совестью не пошел и на полученный им при назначении список ("Этих - не трогать!") не отреагировал, за что и поплатился отставкой на следующих судейских выборах.

Зал суда то и дело превращается в кабаре (еще одна блистательная режиссерская находка Бородина!): война окончена, жизнь продолжается, вчерашние жертвы и их палачи вместе поют и танцуют, так что этот процесс - неприятный и бессмысленный - никому, вроде, и не нужен.

Так оно и вышло. Несмотря на честность неподкупного судьи и его обвинительный вердикт, все приговоренные к пожизненному заключению уже через несколько лет смогли придти в кабаре желанными гостями, хозяевами новой жизни, к которой они успешно приспособились. Это ли не пример современного конформизма?!

Для постановки одного из своих лучших спектаклей Алексей Бородин привлек всю труппу театра. Каждый из созданных им образов заслуживает отдельного разговора, но я назову только наиболее запомнившихся исполнителей. Это - Александр ГРИШИН (Хейвуд), Степан МОРОЗОВ (Лоусон), Евгений РЕДЬКО (Рольфе), Илья ИСАЕВ (Яннинг), Виктор ЦЫМБАЛ (Вик), Елена ГАЛИБИНА (Линднов)…

В целом восхищает высокая степень эмоционального напряжения и энергетика спектакля. Этому не препятствует ни обилие диалогов, ни то, что действо разворачивается в одних и тех же интерьерах зала суда. Идущий без перерыва двухчасовой спектакль смотрится на одном дыхании и не оставляет зрителей равнодушными.

Большая заслуга в успехе "Нюрнберга" художников. Станислав БЕНЕДИКТОВ создал образную и функциональную сценографию, Андрей ИЗОТОВ обогатил сценическое действо выразительным светом.

Спектакль получился очень театральным, в чем безусловная заслуга Алексея Бородина, режиссера талантливого, умного и всегда разного. Не подражая оскароносному фильму Стэнли Крамера, он показал, как могло случиться, что нормы права превратились из средств для защиты граждан от преступников в оружие для обоснования уничтожения людей в руках тех самых преступников, сфокусировав внимание на главной для сегодняшнего дня проблеме - проблеме современного конформизма.

Ответ на вопрос, что важнее: сиюминутные политические интересы или же этические нормы, определяющие общечеловеческие духовные ценности, на которые не влияют отношения между странами и общественными системами, является главным сегодня для каждого, независимо оттого на сцене он или в зрительном зале.

Пока же человечество не прошло свой Иордан, и сердца людей по-прежнему остаются полем битвы дьявола с Богом. 

Валерий Модестов
"Планета Красота"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.