Нюрнберг. Виноваты все?

Нюрнберг, 1948 год. Процесс над главными нацистскими преступниками окончен. Теперь слушают дела судей, работавших при фашистском режиме, отправлявших людей на смерть, в лагеря, на стерилизацию. Трибунал возглавляет американец.
Суд необычен тем, что виновные обвиняются в преступлениях, которые они совершали во имя закона, эти люди являлись воплощением того, что в третьем рейхе выдавалось за правосудие. Они получили образование и достигли зрелости задолго до прихода Гитлера к власти и приняли идеологию фашизма, будучи умудренными жизненным опытом. Да, они не тянули рычаги, открывающие створки в газовых камерах, они подписывали документы, отправляющие туда целые народы.
На процессе ни один из обвиняемых не признает своей вины. Каждый считает, что "служил своей стране", "исполнял долг", следовал законам. Защитник, адвокат Рольфе в исполнении народного артиста России Евгения РЕДЬКО цинично весел, напорист, деловит и почти не сомневается в успехе.

Переломным моментом расследования стало выступление одного из подсудимых. Прежде он отказывался сотрудничать даже со своим адвокатом. И вдруг внезапно произносит признательную речь, опровергая все доводы защиты. Казалось бы, все ясно: есть свидетели, есть документальные фильмы о концлагерях. Но в этот период начинает нарастать "восточная угроза от СССР", европейские страны должны противостоять ей, и без помощи США им не справиться... Актуальный сюжет, не правда ли?

Судья - американец. А между тем США до 1943 года торговали с Германией оружием, в Америке царит разгул ку-клукс-клана, "охоты на ведьм", расизма. Янки совсем недавно бомбили Хиросиму и Нагасаки...

Обвиняемых приговаривают к пожизненному заключению. Впрочем, адвокат уверен, что лет через пять их выпустят. Уходя с процесса, один из осужденных бросает: "Сегодня вы приговорили меня. Завтра вас самих приговорят большевики!"
Так кто же истинный виновник Второй мировой войны? Только Гитлер?

"Германия виновата, но она отнюдь не одинока в своей вине. Весь мир повинен в явлении Гитлера. Очень просто списать вину на кого-то одного, рассуждая об "основном изъяне" немецкого характера, благодаря которому Гитлер пришел к власти. И в то же время игнорировать те "изъяны", из-за которых русские подписали с ним пакт о ненападении, Уинстон Черчилль им восхищался, а американские промышленники на нем разбогатели, Ватикан издал в 1933 году конкордат, который дал Гитлеру огромный престиж. Весь мир слышал его речи и читал его "Майн Кампф".

РАМТ показывает спектакль-размышление о конформизме в современном мире, когда даже самые страшные вещи превращаются в обыденные, о мере ответственности каждого за свою судьбу и в конечном счете за судьбу своей страны. Можно ли оправдать чудовищные поступки общим благом? Можно ли судить человека за то, что он подчинился приказу или закону?

На сцене более полусотни актеров. Действие разворачивается на фоне немецкого паба с бильярдом и кабаре. Выступления адвоката, обвинителя, судьи перемежаются концертными номерами. Пока ведется разбирательство, жители городка веселятся на Празднике дурака, вальсируют на приемах, по-своему радуются мирной жизни...

Историки считают, что они всегда пишут "про сейчас". Потому что даже если речь идет "про тогда", то лишь затем, чтобы вскрыть причины того, что происходит сейчас... Внимание всей Европы было сосредоточено на Германии в период нюрнбергских процессов. И сегодня немцы координируют политику и экономику многих стран. Будьте бдительны, люди! Не забывайте прошлое! Помните, что "по ком бы ни звонил колокол, он всегда звонит по тебе". Об этом и многом другом рассказывает театр в своем спектакле.

Галина Снопова
"Московская правда"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.