Короли и шуты разевали рты…

Не далее как в прошлой статье я от души раскритиковала спектакль молодого режиссера Евгения Закирова под названием "Вадик поет свою музыку". Но теперь мне хорошо и приятно: на сей раз я планирую воспевать хвалу еще более юному постановщику (он даже пока не окончил ГИТИС!), Филиппу Шкаеву, который создал какое-то невероятное чудо, встряхнувшее меня от макушки до пяточек.

Знакомьтесь: "Мим". Место действия все то же: Российский академический Молодежный театр (только на сей раз Черная комната, а значит, еще более камерное и интимное пространство). И этот спектакль я готова рекомендовать всем и каждому.

Совершенно не важно, читали ли вы роман Лилли Таль, ибо "Мим" - творение абсолютно полновесное, не требующее знакомства с первоисточником. (Хотя рекомендую на досуге ознакомиться с книгой: хороша! Пусть и очень далека от детища Шкаева - но это не делает хуже ни роман, ни постановку.) Это и средневековье - и гремящая современность, это искренний смех и непрекращающийся ужас. И это - просто новый, прекрасный, небольшой театральный шедевр, на который уже сейчас проблематично купить билеты (все показы до конца года раскуплены подчистую - и вот тут я ни разу не удивлена).

В самом начале нас предупреждают, что все совпадения - случайны. Ибо сюжет остер: два королевства, Монфиль и Винландия, давненько ведут войну - никто уже не помнит, из-за чего. Но ежу понятно, что наши (Монфиль) - молодцы, а "ихние" (Винландия) - воплощение зла.

И вдруг Теодо, король Винландии, предлагает заключить мир. Правитель Монфиля Филипп и его наследник Флорин приезжают к противнику, дабы скрепить договор, но все оказывается хитрой ловушкой… Филипп в тюрьме и скоро будет казнен, а Флорина жестокий Теодо решил превратить в шута (какая оригинальная и унизительная месть!), для чего отдал юношу на обучение шуту собственному - пугающему и загадочному Миму…

Потом мы, конечно, узнаем, что не все столь однозначно - и "наши" окажутся отнюдь не безгрешными… И, пусть история буквально пронизана смертями и кровью, закончится она вполне хорошо - ну, насколько это соответствует рассказу о средневековье (хотя о нем ли тут речь?..).

И мы узнаем, человек ли шут - или просто игрушка короля. Но это будет только через полтора часа после того, как мы войдем в крошечный зал. А предварительно нас перетрут жерновами искусства, заставят хихикать и вжиматься в кресло от испуга, а главное - снова напомнят, за что мы любим сегодняшний театр.

"Придворный балаган" - так определяет жанр режиссер. И он, собственно, начинает с простой народной комедии: все стартует легко, светло и забавно. Милый юный очкастый Флорин, пьющий молоко из трубочки, - воплощенный инфантилизм.

А потом колесо начинает раскручиваться, вращается все быстрей, затем его скорость преодолевает все доступные отметки… И Флорину приходится оперативно взрослеть - переступать через себя, опускаться на самое дно, дабы опять подняться на вершину… И мы сами, зрители, нравственно растем - как и королевич, за которым нам доверили наблюдать.

И многие сцены будут неприятны почти физически - но потому, что они были решены единственно правильным образом, и пусть тебя коробит происходящее, но иначе здесь, в этом странном вневременном мире, и быть не могло.

"Мим" - это комедия дель арте XXI века. И маски здесь - не на лицах, а на душах (уж шутовские костюмы Флорина и Мима точно не скрывают их сущности - в отличие от барьеров, выстраиваемых где-то в районе сердца).

Постоянные сломы четвертой стены - как же они хороши! Нежно люблю подобные ходы (и не устаю от них, пусть оные хоть постоянно повторяются - как здесь), лишь бы они остроумны и уместны были. И Шкаев играет на этом поле мастерски: постоянными вкраплениями комизма он не нивелирует демонстрируемый кошмар, а делает его, с одной стороны, острее, а с другой - гораздо проще и безболезненней воспринимаемым публикой.

Тут можно одновременно бояться дышать от ужаса и искренне смеяться. Все, как в жизни. Дополнительную остроту добавляет работа звукорежиссера (как же я обожаю, когда в спектакле столь умело используют технические достижения нашего времени), превращающего обычные, казалось бы, реплики в глас судьбы и творящего иные чудеса на протяжении всего действа.

Великолепное, стопроцентно наполненное повествование: здесь найдется место и рэпу, и року, и капельке стенд-апа. Но эти приемы - вспомогательные. Главное в "Миме" - однозначная театральная правда (пусть и преломленная через зеркало страшной комедии).

И снова - феерический актерский ансамбль (моя любимая РАМТовская молодежь! И не только!). Константин Юрченко (Танко), Тарас Епифанцев (Филипп), Евгения Белобородова (Принцесса), Владислав Погиба (Тилло, Антоний и игра на баяне!) и Павел Хрулев (судья и солдат) - невероятны.

Плюс Андрей Лаптев (Флорин). Такой правильный переход от юного мальчика к зрелому наследнику престола… Столь неудобные для созерцания (но так и задумано!) сцены шутовства… Флорин - тот герой, за которым идет зритель. И с которым он, как ни крути, ассоциирует себя в большей степени. И работа Лаптева - это что-то, не находящее моего описания. Короче, идите и смотрите сами!

И Иван Забелин (Теодо). Непередаваемо красивый, мерзкий - и потому вдвойне притягательный. Змей в человечьем обличье. Артист с божественной мимикой - одним движением брови передает полжизни. Зло во плоти - как оно есть. Потому финал максимально пронзителен…

А напоследок - ОН. Мим. Антон Савватимов. То потусторонний и чуждый - то понятный и почти родной. Эта роль - богична. И тут я тоже не знаю, как передать свои чувства. Мим пугает - и притягивает. Ты ждешь каждого появления этого героя на сцене, как праздника (при том, что и все остальные - чудесны). И постепенно ты понимаешь Мима - и проникаешься им и его личностью (которую он прячет в первую очередь от самого себя). Этот персонаж - однозначная удача тандема "режиссер-артист". Мим - это человек, который столь долго и успешно скрывал свою суть за маской (повторюсь: в первую очередь не физической, а душевной), что теперь ему бесконечно больно сдирать ее с себя.

И вот такой у нас с вами получается спектакль: ни в коем случае не классический, ни разу не стремящийся при этом шокировать почтеннейшую публику, но нацеленный на то, чтобы заставить своего зрителя думать (а это для меня - главное) и чувствовать.

Фейерверк прекрасных режиссерских находок. Очень правильный, как по мне, подход к роману-первоисточнику (пусть ярые фанаты Лилли Таль со мной могут и поспорить). Вызывающий желание долго и упорно аплодировать стоя состав артистов.

А в итоге - спектакль-феерия, спектакль-событие, спектакль-явление. И, нет, я не боюсь всех этих громких слов. Потому что "Мим" - это прекрасный пример того, чем должен быть правильный современный театр.

Так что ловите билеты - и погружайтесь в понятное всем нам средневековье. И уж после этого вы гарантированно не окунетесь еще глубже. Глядишь - и на поверхность вынырнете.

А там, на поверхности, ой как свободно дышится!..


Ирина Петровская-Мишина // TheatreWorld
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.