Черное и белое
"Метель" в постановке Александра ХУХЛИНА - второй после "Станционного смотрителя" спектакль из цикла "Повестей Белкина", который задумал главный режиссер Егор Перегудов. "Метель" разыгрывается на Маленькой сцене с ее нелинейным пространством, которое позволяет протянуть через зал длинный изгибающийся стол - так, что никто из зрителей не видит его весь целиком и не знает, что там, за поворотом. Действие "выплескивается" за пределы зала - в дверном проеме маячат грозные тени, точно сама судьба топчется в прихожей, но уже постучалась в дверь. Стол накрыт белым полотном, "играя" сразу все пространства, нужные для "Метели" - собственно стол, за который собирались гости, зимнюю дорогу, хлев с коровой, а то и вовсе жизненный путь, который только кажется предсказуемым.
Режиссер позволил себе придать пушкинским героям черты чуть утрированных гротескных шаржей. Служанка (Марианна ИЛЬИНА), похожая на встрепанного воробья, нахохлившегося, но всегда готового вспорхнуть и улететь, становится здесь этакой девочкой на побегушках у судьбы. Она ведет рассказ, доит невидимую корову, поит молочком любимую кошку, а зрителей чайком, жарит яичницу, умасливает барина, выпроваживает незадачливого жениха своей госпожи, а саму Машу торопит под венец. Владимир (Данила БОГАЧЕВ), напомаженный, грассирующий, в моцартовском парике, точно сошел со страниц французского любовного романа - девичья греза, фантазия. Правда, погиб он по-настоящему.
Полина ВИТОРГАН продолжает линию простодушных и сильных героинь, готовых платить за любовь самую серьезную цену, - Снегурочка Островского, Зобеида Карло Гоцци, а теперь пушкинская Марья Гавриловна, деревенская дикарка в белом платьице и мужских ботинках, которая впервые любит. Впрочем, и потешная пара родителей Гаврила Гаврилович с Прасковьей Петровной (Алексей МИШАКОВ и Людмила ЦИБУЛЬНИКОВА) перед свалившейся на их головы бурей чувств - сами как дети. Да и шутка Бурмина (Иван ВОРОТНЯК), укравшего чужую жену, чтобы тут же потерять и ее, и свою свободу, выглядит подростковой выходкой, осознание которой часто приходит гораздо позже.
Пушкин в спектакле Александра Хухлина предстает истинным постмодернистом - вплоть до финала, который в школе трактовался чудесным хэппи-эндом. Но в глазах враз повзрослевшей Маши застывает почти ужас, когда она понимает, какой ценой получила желаемое.
Ольга Фукс
"Театральная афиша"