Возможно, так и задумано постановщиками: ласковое волшебное название вступает в жуткое противоречие с сюжетом нового спектакля о ленинградской блокаде. И сказки о подростках, оставшихся без родителей в осажденном городе, выходят страшными.
Драматург Мария Малухина соединила в одной пьесе пять книг Юлии Яковлевой из цикла "Ленинградские сказки": "Дети ворона", "Краденый город", "Жуки не плачут", "Волчье небо", "Глиняные пчелы". Немудрено, что поставленный по ней в Российском академическом молодежном театре спектакль Филиппа Гуревича длится около четырех часов с двумя антрактами, что несколько снижает градус восприятия - но, конечно, не гасит его вовсе.
В этой истории два плана. В одном - блокада, какой мы ее себе представляем: очереди за хлебом, падающие в обморок от истощения люди, санки с мертвецами, замотанными в саваны, словно египетские мумии, отчаянный крик болезненной девочки, потерявшей хлебные карточки… Все это тысячу раз было в документальных и художественных фильмах - а вот чтобы в театрах, не припомню.
Писатель Юлия Яковлева и режиссер Филипп Гуревич попытались исследовать феномен сильных духом блокадников на примере трех подростков, толком не знающих жизни, но интуитивно ощущающих, где добро и где зло. Тесно прижавшись друг к другу, старшая Таня (актриса Татьяна Матюхова), средний Шурка (актер Владимир Зомерфельд), младший Бобка (актер Алексей Бобров) сидят на единственном диване в опустевшей квартире и вспоминают парады физкультурников, марширующих под песню "Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля", семейные обеды с папой и мамой, которые навсегда остались в прошлом хотя бы потому, что однажды за родителями среди ночи приехал "черный ворон"…
Как не распустить слюни в нагрянувшей беде? Разве только подаренный плюшевый Мишка укажет дорогу в другой, параллельный мир... И что бы вы думали: Мишка, меняя жанр спектакля на фэнтези, превращается в Михаила Потаповича и приводит друзей в сосновый лес, где поют птица, а кроны деревьев звучат музыкой. Рай да и только - одно плохо: из этого царства загадочного волшебника Одина в исполнении замечательного актера Алексея Блохина нет выхода. Дети должны остаться навсегда в здешнем остановившемся времени и превратиться в фантики от конфет. Но такая перспектива не устраивает смельчаков, и с помощью того же Мишки они вновь оказываются в разрушенном городе.
Теперь Таня, потеряв след братьев во время бомбежки, работает санитаркой в госпитале, спасая раненых от смерти, а отрезанные после ампутации ноги закапывая в землю. Бесконечно веришь Татьяне Матюховой, сумевшей в крошечном эпизоде показать взросление маленькой девочки, воспринимающей страдания других, как собственные, и научившейся пропускать мимо ушей насмешки лейтенанта Соколовой (актриса Антонина Писарева) над разного рода "интеллигентными штучками".
По-другому складывается судьба двух братьев, оказавшихся в эвакуации в Ташкенте и гостеприимно принятых Лушей (в блистательном исполнении Нелли Уваровой), муж которой пропал без вести, а на руках остался больной грудной ребенок. Достать нужное лекарство невозможно. Остается одно - петь колыбельные песни. Объединяет незнакомых людей горе - но и страстное желание Победы, "одной на всех".
Неслучайно в третьем акте спектакля под этим самым названием "Победа" сказочный лес исчезает и остается одно мощное дерево с яркими звездами в вышине. Я восприняла это как художественный символ познания, а точнее - способности принять чужого, как своего, разглядеть в другом себя.
Любовь Лебедина // "Труд" // 18.04.2024