Оплеухи с небес
Миньке сорок, вместе со старшей сестрой Лелей, у которой трое собственных детей, он вспоминает свое детство. О том, как однажды они съели пастилки и яблоки с новогодней елки, о том, как решили обойти вокруг Земли. Как продали галоши старьевщику, чтобы купить мороженое, как бабушка подарила Миньке монеты, а Леле - ничего, как Минька получил единицу, как Леля соврала, что проглотила бильярдный шарик. В основу спектакля "Леля и Минька" Российского Молодежного театра легли шесть рассказов Михаила Зощенко, написанных для детей. Спектакль идет на Маленькой сцене, на которой не разместишь ни особого реквизита, ни сложных декораций - поэтому, как это и бывает в детской игре, все здесь становится всем: связка воздушных шаров - наряженной елкой, рояль - бильярдом или даже неподъемным мешком, который герои тащат с собой, отправившись в путешествие.
Рассказы Зощенко лишь на первый взгляд кажутся забавными историями о милых шалостях, на самом деле в них хватает драматизма. И потому, что детские прегрешения не так уж безобидны, и потому, что в этих коллизиях участвуют взрослые с хитросплетением их непростых отношений. Режиссер Рузанна МОВСЕСЯН и художник Мария УТРОБИНА не акцентируют эту серьезную подоплеку, но мягко на нее намекают. В постановке для детей драматизм далеко не всегда уместен - так что "целевая аудитория" спектакля скорее всего увидит тут просто забавные истории с моралью.
А вот взрослые могут заметить и другое. В самом деле, странный получается на Маленькой сцене мир: едва ли не единственные живые персонажи в нем - дети. Взрослые же герои либо похожи на заводных кукол (так в спектакле поданы Мама и Бабушка - изысканные дамы в шляпках с застывшим, преувеличенно светским выражением лиц), либо представляют собой вырезанные из картона фигуры (так обозначены пришедшие в дом гости). Папа тут и вовсе отсутствует - просто после каждой шалости откуда-то с небес раздается грохот и громовой голос произносит свои вердикт. Скажем: "Что может быть хуже вранья! Хуже вранья - это то, что вы сделали". Ни дать ни взять Зевс, раздающий оплеухи непослушным грекам.
Получается история о том, как воспоминания искажают реальность: себя самого и своих друзей-ровесников помнишь живыми, а взрослые кажутся какими-то функциями. Довольно неожиданно. Впрочем, для того, чтобы этот ракурс выглядел убедительно, исполнителям главных ролей не хватает естественности: у Дмитрия КРИВОЩАПОВА (Минька) и Анны КОВАЛЕВОЙ (Леля) нередко бывают те самые преувеличенно бодрые интонации, которые давно стали штампом детских постановок. А единственным более или менее живым взрослым в мире картонных гостей и кукольных домочадцев становится старьевщик (его играет Денис БАЛАНДИН). Наверное, потому, что не читает детям морали.
Александра Машукова
"Ведомости. Пятница"