Заведите собаку!

Марина БРУСНИКИНА поставила очень теплый, по сезону необходимый спектакль, когда физически начинаешь ощущать одиночество. Когда не хватает растянутого свитера с зацепками, бабушкиного варенья, за которым надо лезть куда-то далеко, где живет пыль и паутина, когда так не достает болтовни ни о чем с близкими зимними вечерами. Почему-то именно эти ассоциации всплывают в голове после спектакля "Лада, или Радость", поставленного по прозе современного поэта Тимура Кибирова. Это его первый опыт. Главная героиня действия - собака по имени Лада.

Спектакль объединяет в одно целое Ладу и радость. Нет Лады - нет радости. Есть радость - есть Лада. Чуть меньше двух часов зрителю рассказывают простую историю о бездомной собачонке, которая приглянулась маленькой девочке и та притащила ее домой к бабушке, у которой проводила свои летние каникулы. После юная хозяйка уехала, а Ладу пришлось приютить бабуле. Вот и вся история.

Подкупает в ней особый деревенский антураж, знакомый всем с детства. Все мы хоть недельку, но проводили каникулы у бабушки или дедушки в деревне. У каждого в сердце сохранился свой кусочек "Простоквашино" или уютного мирка из "Любовь и голуби", или "Одной абсолютно счастливой деревни", кому как нравится, где живут причудливые и такие родные обитатели. Так и здесь. Местный алкаш Жора - Тарас ЕПИФАНЦЕВ, донимающий приставаниями сексапильную продавщицу Сапрыкину - Наталья ЧЕРНЯВСКАЯ, да и всю деревню пьяными выходками и логично-нелогичными размышлениями. Только он мог спутать Ладу с кобелем и назвать ее Рексом при абсолютной очевидности обратного. Пьющий интеллигент - Виктор ПАНЧЕНКО, да нелегальный мигрант Чебурек - Алексей БЛОХИН.

Кстати, совершенно с неожиданной стороны раскрылся в роли алкаша Жоры актер Тарас Епифанцев. Его персонаж на протяжении всего спектакля выдавал фразы и слова непечатного происхождения. Грубый, нетронутый образованием и воспитанием мужик, но в целом добродушный и веселый человек, чьи будни сводятся к поискам несложной работки и бутылки водки. Образ получился органичным и живым. Важно, что, несмотря на узнаваемый типаж беспробудного пропойцы, омерзения он не вызывает. До этого я видела Епифанцева в ролях серьезных, в которых он смотрелся слишком серьезно и грузно. Образы получались убедительными, но актер в них был не заметен. Приятно открыть в нем иные грани творческих возможностей. Его Жора - настоящее украшение спектакля.

Александру Егоровну, которая приютила Ладу, играет Татьяна МАТЮХОВА. По ходу действия, героиня вспоминает свою молодость, актриса с легкостью перевоплощается из хрупкой старушки в девушку Сашу, влюбившуюся в паренька Ваню - Владислав ПОГИБА. Все у них закрутилось по-семейному, и жили бы вместе да жили, пока не случилась трагедия - погиб их единственный сын, после чего Иван Тимофеевич запил, чем сильно подорвал здоровье и умер. И осталось Егоровне коротать года в одиночестве. Таких судеб на каждую деревню немало. В этой истории тоже нет ничего особенного, но она задевает и напоминает о простых радостях, которые помогают героине жить дальше. Не зря в названии спектакля ключевое слово "радость", ее и приносит обычная дворняжка. Но пафос спектакля не отдает слащавостью псевдосчастливой жизни. Он ненавязчиво влезает в сердце и ложится легкой грустью, после чего так хочется пересмотреть "Девчат", съесть дюжину бабушкиных блинов, уехать в деревню за "простыми радостями" и быть абсолютно счастливым…

Наверное, главный вопрос, на который попыталась ответить режиссер Марина Брусникина, в этом спектакле звучит так: что делает нас по-настоящему счастливыми? Вот почему Егоровна, оставшись одна, не наложила на себя руки? Ведь несмотря на такие занудно-мрачноватые вопросы, спектакль звучит жизнеутверждающе, а проза Кибирова не выглядит переложением для сцены. Она органично вписалась в театральные рамки и оказалась сценичной. Режиссер Марина Брусникина любит экспериментировать с прозой в театре. Иногда эти эксперименты заканчивают удачей, иногда похожи на художественное чтение по ролям, в которое зрителю необходимо вдумчиво погружаться. В таком же стиле поставил несколько спектаклей и Сергей Женовач. Но, как мне кажется, подобные эксперименты с прозой хороши для творческого багажа актера, визуально же литературу на сцене зрителю сложно воспринимать. В "Ладе…" симпатично, что спектакль не перегружен текстом и наполнен действием. Картинка, не задрапированная массивом декораций и гримом, быстро меняется - лето, осень, зима, весна, а актеры с легкостью жонглера орудуют образами.

Эта легкость заложена и в сценографии спектакля, придуманной Николаем СИМОНОВЫМ. Художник усадил зрителей на самой сцене Молодежного, там же поставил площадку для игры в виде гигантских деревянных волн, по которым актеры все действие катались, кувыркались, бегали и всячески ее обыгрывали. А в самом зрительном зале осталось пустое пространство мягких кресел, в которое актеры то и дело ныряли, попадая из камерного мира в большой.

Роль главной героини досталась Нелли Уваровой. Актриса бегает по скользкой, извилистой сцене, прыгает, ловит мячик, чешет за ухом, ведет себя как… собака и, кажется, получает от этого огромное удовольствие. Поначалу, не зная произведения, сложно понять, кого именно она играет. Вот ее за ногу тащит девочка, чтобы познакомиться, далее они вместе играют в пруду, брызги воды летят во все стороны, падая на зрителей первого ряда, после Ладу отмывает Егоровна, чтобы пустить к себе в дом, а затем и Лада начинает ее отмывать от всех горестей. Ложка дегтя в этой истории все же есть. Идиллию нарушит вражеская стая волков, нагрянувшая в деревню, и маленькая собачонка будет отчаянно отбиваться от них, защищая свой дом. Вот тогда зритель ахнет и подумает, что настал конец не такой уж счастливой сказки. Вопреки всем законам зла эта история закончилась хорошо. Ладу выходили, и она стала национальным героем деревушки.

Еще одна особенность Лады в том, что она все время молчит. Большую часть спектакля актрисе приходится провести без слов, возможно, поэтому ее персонаж получился самым активным в спектакле. Под финал она, правда, заговорит и выскажет свое собачье "Я". Причем, остальные герои будут слушать Ладу как на лекции.

P.S. Странный спектакль… Тем же вечером я позвонила родителям просто так и отправилась к друзьям пить вино из "Пятерочки" и смотреть ужастики до утра. До этого момента я даже не осознавала, насколько мне не хватает этих простых радостей. Да, на новый год поеду в деревню. Там, правда, нет "местной радости" Лады, зато есть кот Мурзик.

Анна Коваева
"Театрон"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.