И кролики любить умеют
Стараниями переводчика Ольги ВАРШАВЕР книги американской писательницы Кейт ДиКамилло про мышонка Десперо, упавшую с неба Слониху и умного пса по имени Уинн-Дикси стали хорошо известны и в России. Однако наибольшей популярностью среди них пользуется история кролика Эдварда - почти философская притча о взрослении и обретении души через страдания.
У нас очень мало книг, где с детьми решаются говорить на такие серьезные темы, рассуждать о боли и страхе, потерях и смерти... Неудивительно, что российские театры буквально ухватились за эту сказочную повесть. Она идет в Челябинском театре кукол, петербургском театре "Суббота" и даже на соседней с РАМТом улице, в МХТ имени Чехова. В супер-навороченной постановке молодого режиссера Глеба Черепанова были использованы, кажется, все возможные современные средства от театра теней до компьютерной анимации, так что порой изобретательная форма заслоняла собою суть.
Новый спектакль Молодежного театра по сравнению с мхатовским выглядит более традиционным и менее изощренным технически. Но режиссеру Рузанне МОВСЕСЯН (автору идущего в РАМТе бестселлера "Леля и Минька" по рассказам Зощенко) удалось найти баланс между визуальной красотой, эффектностью постановки и её внутренней глубиной и осмысленностью. Тут тоже есть видео-проекции, тени, роскошные костюмы и декорации, но они используются с умом и дозированно. Благодаря художнику Марии УТРОБИНОЙ зрители с первых минут попадают в сказку: яркий, расписной задник магазина, где бабушка Пелегрина покупает для своей внучки фарфорового кролика, вызывает в зале дружное "ах". Да и сам кролик, антикварная кукла, выполненная по эскизам Виктора ПЛАТОНОВА, - красавец хоть куда. Неудивительно, что он воспринимает восторги окружающих как должное и бесконечно гордится собой. Актер Виктор ПАНЧЕНКО, играющий Эдварда в живом плане, отлично передает его самовлюбленность надменно вскинутой головой, церемонными жестами, отсутствующим туманным взглядом...
Правда, и все остальные персонажи, включая юную хозяйку кролика, девочку Абилин, выглядят немного фарфоровыми, словно фигурки в огромном кукольном доме. Артисты поначалу играют в преувеличенной, тюзовской манере, видимо, демонстрируя таким образом духовную пустоту, которая прячется за внешним благополучием.
Но скоро Эдварду предстоит переродиться. Упав за борт во время морского круиза, он много месяцев пролежит на дне, потом попадет в сети рыбака, окажется на помойке, будет путешествовать с бродягами и переживет еще много злоключений. Он потеряет весь свой лоск и спесь, но научится привязываться к людям и поймет, что такое любовь...
Во второй части, куда более аскетичной, герои будто путешествуют по страницам огромной книги, где появляются то избушка рыбака, то вагон поезда, то жилище бедных крестьян. И всю дорогу их сопровождают загадочно мерцающие на заднике звезды. Рузанна Мовсесян несколько раз усаживает героев на авансцене разглядывать созвездия и петь песни на музыку Ивана ВОЛКОВА. Но поскольку исполнители тут подобрались не очень голосистые, паузы, задуманные как лирические, кажутся просто остановками, которые приходится пережидать.
Но зато когда действие набирает обороты и актеры перестают нарочито играть на публику, история игрушечного кролика полностью захватывает зрителей. Когда Эдвард, чья фарфоровая голова разлетелась на куски, парит между небом и землей, вспоминая имена любимых, когда он возвращается к жизни благодаря самопожертвованию друга, когда он снова целый и невредимый, но с разбитым сердцем, сидит на полке магазина, не решаясь больше верить, надеяться и любить - потому что это так больно, в зале начинают хлюпать носами. Сказка Кейт ДиКамилло удивительным образом действует на взрослых сильнее, чем на детей - словно в душах открываются давно заржавевшие шлюзы, за которыми были заперты наши чувства, страхи, разочарования и надежды... А дети, видя слезы на глазах у мам, вдруг бросаются их обнимать, и случается что-то вроде сеанса групповой психотерапии.
В общем, на спектакль РАМТа надо обязательно идти всей семьей, чтобы в финале, счастливом и ужасно трогательном, вам было кого обнять под пронзительную музыку из фильма Кар Вая, а после спектакля - с кем поделиться впечатлениями. Потому что "Кролик Эдвард" не только бьет по эмоциям, но и дает пищу для размышлений, причем, не на один вечер.
Марина Шимадина
"Новые Известия"