Всего час на Черной сцене мы наблюдаем за жителями маленького, но очень активного городка. Есть Рассказчик и его друг Чарли: каждый день они встречаются в кафе, читают газеты, пьют свой кофе и ведут разговоры. Француз Франк Павлофф, детский психолог, написал короткую в одиннадцать страниц антифашистскую притчу "Коричневое утро", где просто и крайне наглядно рассказывается о том, как зарождается фашизм. Надо сказать, это тот случай, когда нужно посмотреть спектакль, а лишь затем и то для закрепления материала прочитать исходник.
Притча Павлоффа в постановке Саши Золотовицкого стала емче, масштабнее и страшнее. Это всего шестьдесят минут на сцене, но с каждой следующей ты замираешь и сжимаешься, потому что как взрослый человек прекрасно понимаешь, что же последует дальше. А оттого, что и город не назван, и страна в целом, и даже у главного героя нет имени, вся история становится еще более применимой к любому месту нашей планеты.
История "
Коричневого утра" в РАМТе началась с читки в 2022 в рамках проекта "ВСЛУХ", который направлен на развитие разговора с юными зрителями театра. Они эту историю восприняли прекрасно: радует, что черное - это черное, а белое - это белое, и что выпускать декрет по уничтожению животных не коричневого цвета для подрастающего поколения априори определяется как зло. Эскиз был взят в работу, Саша Золотовицкий написал инсценировку, появились новые персонажи.
Теперь на сцене трое: Даниил Шперлинг (Герой), Николай Угрюмов (Чарли / Милиционер) и Яна Палецкая (Диктор / Милиционерша). Вся сцена - уличное кафе, такое уютное и очаровательное. Лишь его витрина порой как в королевстве кривых зеркал превращается в телеэкран, с которого хищная и порой завораживающая Диктор зачитывает веселым всепонимающим голосом очередной закон или декрет. В притчу Павлоффа теперь вкраплена проза Хармса, встроен рассказ "Рождественская стена" Дидье Дененкса. И этот странно скроенный мир пугает и затягивает в себя. В нем есть ужасное обаяние, особенно в моменты, когда два друга беззаботно перекидываются остротами, строят друг другу гримасы и просто живут свою жизнь. Это как анальгетик, под которым тебе в тот же самый момент проводят открытую операцию.
Потрясающая работа художника Софьи Шныревой: уютный мир так ненавязчиво затягивает в Изнанку, ты следишь за деталями, а они меняются почти в каждый момент. И непонятно, что страшнее и важнее: как идет Чарли его коричневое пальто или то, что наш рассказчик, такой цветной и очаровательный, с самого начала и до конца носит страшный коричневый галстук.
Весь ансамбль спектакля хорош, но действие во многом держится именно на Данииле Шперлинге (Герой). Это вторая большая актерская победа Даниила после Павла Непомилуева ("Душа моя Павел"). Спектакль уже давно отсмотрен, кажется, что осмыслен, но его героя никак нельзя понять до конца. Обаятельный, уже очень улыбчивый и радостный, в чем-то педант, но что-то в нем категорически не так. Зал маленький, всего тридцать мест, и когда он, улыбаясь, смотрит тебе в глаза, становится немного не по себе.
На "Коричневое утро", кажется, уже нет билетов до конца сезона. Но очень хочется рекомендовать объединить его к просмотру с еще одним бестселлером Черной комнаты "Волной" Галины Зальцман. В рамках современных аллегорий: чтобы был не бустер, а полноценная вакцина. И очень хочется пожелать нам всем разноцветной жизни без стен.
Ольга Шишорина // LocalDramaQueen