Кошки-мышки в РАМТе

Я свободен! Словно птица в небесах.
Я свободен! Я забыл, что значит страх.
Я свободен! С диким ветром наравне.
Я свободен! Наяву, а не во сне.
"Кипелов"

Пьеса бразильского драматурга Гильерме Фигейредо под названием "Лиса и виноград" была написана в 1952 году, и сегодня, увы, она смотрится затянутой, нудноватой и переполненной нравоучениями и философствованиями. Наше время требует драйва, скорости и четкости. Чтобы взяться за эту историю о древнегреческом баснописце Эзопе (и неважно, существовал ли он в реальности или сам является мифом), нужно не только обладать завидной смелостью, но и суметь взглянуть на всем известный материал по-новому.

И вот - Российский академический Молодежный театр, большая сцена в камерном представлении и спектакль "Эзоп" в постановке Владимира Мирзоева, отпремьерившийся буквально только что - 11 марта.

"Каждый человек созрел для свободы" - именно эта фраза из финала пьесы Фигейредо была поднята Мирзоевым на виртуальный флаг спектакля. Пожалуй, любой творец соотносит себя с Эзопом, но точно, что всякий человек, так или иначе, творец. Потому актуальности новому спектаклю РАМТа не занимать, как ни крути. Другой вопрос - в какой форме была преподнесена столь "несовременная" пьеса, удалось ли вдохнуть в нее новую жизнь?

Мирзоев погружает героев в мир басен - а, точней, в одну из них, приписываемую Эзопу: про кошку и мышей (к слову, в спектакле главному герою ее все никак не позволяют рассказать до конца).

Персонажи спектакля считают себя кошками, играющими с судьбами дурочек-мышек. Даже декорации здесь - по сути, гигантские когтеточки (а две огромные красотки-кошки по бокам сцены, лениво поворачивающие головы, дабы наблюдать за происходящим, отдельная радость публики; и неважно, что дело происходит в древней Греции, а киски эти родом из Египта - вот такой Ксанф оригинал, украсил дом экзотикой).

Впрочем, кто тут кошка, а кто - мышь, выяснится по ходу действия. А виноград (про эту ягоду не забываем - не зря же драматург именно название басни о ней использовал в качестве имени для пьесы)… Это все мы. И наша задача - созреть.

Но это все сторонние размышления. Что же спектакль, спросите вы? Сумел ли Мирзоев сделать его уместным в 21 веке?

Я так скажу: редкое удовольствие получила, сидя в зале… Ну, как в зале? Кресла выставлены прямо на большой сцене РАМТа (а находиться на ней - отдельный экспириенс), зрительный зал за спинами публики пуст и темен, а постановка интимна и направлена в сердце каждого из зрителей.

В правом углу - небольшой оркестр, сопровождающий все происходящее живой музыкой. Мое любимое, честное слово! РАМТ - уникальный театр, который даже камерные постановки может дополнять музыкантами. (И музыка, как я понимаю - хотя могу ошибаться, - бразильская звучит, под стать драматургу. Странно и непонятно, раз речь идет об Эзопе… но здорово и чувственно же!)

И что же нам подарил Мирзоев? А он решил поиграть с текстом Фигейредо - тоже как кошка с мышкой. Режиссер не переиначивал смыслов и не закапывался в дебри текста, дабы повернуть его под новым углом. Мирзоев сохранил классическое прочтение материала, позволив себя похулиганить в плане формы преподнесения пьесы.

От психологической правды до гротеска - и ни секунды "звериной серьезности", заставляющей зрителей соскучиться. Масса комических моментов - причем, даже там, где они, казалось бы, излишни. Но именно у Мирзоева эдакий "смех сквозь слезы" смотрится совершенно органично и делает все происходящее только правдивей.

Постановщик забавляется, оставаясь в рамках истины - и его подход превращает тяжеловесную пьесу в легкий и яркий спектакль. При этом отлично работает метод контраста - рядом со смешным страшное кажется еще внушительнее.

Мирзоев не опирается на внешнее, взирая вглубь. Скажем, это же истина, что Эзоп уродлив? Возможно, но на это намекает лишь костюм персонажа и его пластика - и то, когда Клея смотрит на своего раба пристальнее, он кажется ей прекрасным принцем.

Греческие туники превращаются в юбки, пафосное - в низкое, ум - в глупость… Премьера РАМТа не рушит основ - но живет в собственном измерении, в пространстве тех спектаклей, которые наиболее любимы мной. Это, знаете ли, когда поиск нового не рушит старое, а существует с ним параллельно.

Вообще же, постановка Мирзоева "зависла" вне времени и пространства: здесь есть рабы и мобильные телефоны, кошки из Египта и мелодии из Бразилии, длинные старомодные монологи и вполне современные каламбуры… Потому что тема свободы - она всегда актуальна. А сейчас некоторые фразы так вообще пугающе звучат - и ведь написаны они были более чем полвека назад!

Отдельная радость театрала - шикарный актерский ансамбль. Евгений Редько (Эзоп), Алексей Мясников (Ксанф), Нелли Уварова (Клея), Мария Рыщенкова (Мелита), Иван Воротняк (начальник стражи Агностос), Артем Штепура (эфиоп - что важно, без блэкфейса)… Шестеро героев (плюс певица Сезария Ольга Лысак - она же ассистент режиссера) - и каждый шедеврален.

Артисты хулиганят вслед за постановщиком - не забывая при этом проживать судьбы своих героев. Невероятная легкость уже на старте существования спектакля - легкость, органичность и глубина. Мои аплодисменты!

"Эзоп" - это важное, поданное в жизненной сервировке. Мирзоев действительно смог преподнести "устаревшую" пьесу так, чтобы она "зацепила" сегодняшнего зрителя.

Спектакль красив (здесь я еще упомяну хореографа Рамуне Ходоркайте и художника Алису Меликову). Спектакль музыкален (пусть вокальная составляющая и не всегда радует уши - но она искренна, и ее весьма не много). Спектакль интересен.

…но даже если вы не проникнетесь творческими поисками Мирзоева сотоварищи, то однозначно задумаетесь: а я, виноград, созрел ли? И это ли не удача постановки?

Ирина Петровская-Мишина // Musecube
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.