В РАМТе Владимир Мирзоев выпустил "
Эзопа" по пьесе Фигейредо "Лиса и виноград". В роли Эзопа - Евгений Редько.
История раба, мечтающего о свободе, сейчас звучит особенно остро. Кто вправе решать, дорос ли ты до свободы; что лучше - жить в тепле, быть сытым, но оставаться рабом или умереть свободным - вопрос, который каждый из нас должен решить для себя.
Владимир Мирзоев ставит "Эзопа" в стилистике комедии дель арте, усиливая фарсовую сторону истории. Реквизит тут делается из подручных средств - золотые крышечки превращаются в клад, найденный Эзопом, ветродуй становится знойным ветром пустыни, правда, его можно выключить в любой момент, из огромной алюминиевой кастрюли Эзоп достанет не вареный язык, а книги, а Ксанф возвращается из похода с чемоданом. Режиссер с легкостью перемешивает современные технологии (смартфон - на него Эзоп снимает двух соек, которые становятся очередным символом свободы, Википедия, куда Клея предлагает заглянуть Ксанфу при подготовке к выступлению), уроки сценической речи и актерского мастерства (когда Клея "лепит" из мужа второго Эзопа), музыку фаду, басни Лафонтена и Крылова, а зрителям предлагает стать участниками происходящего. И они вправе выбирать - вступать ли им в активную полемику с Эзопом (Евгений Редько) и Ксанфом (Алексей Мясников) - их персонажи периодически обращаются к залу - или быть сторонними наблюдателями.
Привычную конструкцию греческого театра Владимир Мирзоев переворачивает - за зрительскими рядами оказывается зал, а смотрим мы отнюдь не на свободную морскую стихию, а на задник сцены, чуть-чуть похожий на небо.
Режиссер вместе со сценографом Алисой Меликовой создают на сцене винодельню, где вино дозревает до нужной кондиции. Конструкции, очертаниями напоминают и округлые бока бочек, и морские волны. А красующийся в центре знак бесконечности - намек на повторяющиеся из века в век ситуации. И костюмы героев лишь подчеркивают это: мягкие трико, в которых перекатываются по ложу рабыня и хозяйка, мешковина, под которой прячется Эзоп, и платья, и куртки - не дают нам представления о каком-то конкретном времени. Вращающийся круг, где происходит основное действие, - колесо жизни каждого из героев. Клею (Нелли Уварова) и Ксанфа оно возвращает в привычную среду - дозревать до свободы, а для Эзопа становится отправной точкой в настоящую жизнь.
Актеры легко перемешивают стили: здесь можно найти и привычный психологический театр, и площадной фарс, и брехтовское остранение, и гротеск.
Алексей Мясников играет Ксанфа человеком вальяжным и надменным, но иногда актер словно выходит из образа и с легкой иронией наблюдает за своим героем и с улыбкой оценивает его слова и действия. Его Ксанф как будто все время вынужден играть самого умного, самого доброго, самого правильного философа, но постоянно прокалывается. Он испытывает удовольствие, унижая тех, кто не может ответить ему - и лишний раз подчеркивает то жестом, то интонацией, что и Клея, и Мелита, и Эзоп, и эфиоп равны в его глазах. Они - его собственность. Но и он зависит от них - от ума "ужасного раба", от утешений и поддержки жены, от нежности Мелиты. Лишившись этого, он превращается в слабого, ноющего ребенка, который мечется по дому в поисках опоры.
Нелли Уварова играет томную скучающую богатую даму, которой приелись и подарки мужа, и его философские измышления. Она по инерции повторяет за Мелитой "уроки соблазна". И живет как будто по инерции. В их отношениях с мужем все идет по давно заданным правилам. Она - его собственность, о чем Клея то и дело напоминает себе. Она должна подчиняться ему - говорить о его уме и таланте, хвалить его, всячески поддерживать его иллюзию в его превосходстве над другими, потому что без него она никто - у нее нет ни положения, ни власти, ни возможности жить привычной жизнью. Именно поэтому она и возвращается, услышав, что Ксанф женится. И Эзоп отказывается забрать ее с собой, потому что видит, что она просто хочет поменять "хозяина". Клея привыкла кому-то принадлежать.
Для своего Эзопа Евгений Редько не жалеет гротесковых красок. В нем как будто все через край. Большую часть спектакля он передвигается на корточках, да еще согнувшись в три погибели, говорит скрипучим голосом, иногда пришепетывая, и постоянно что-то бормочет. Он может отодвинуть Ксанфа или эфиопа, сказав: "Отойди, правым меня не видно!" А может вступить в словесную пикировку со зрителями или хозяином. Но маска шута спадает с него, едва он начинает говорить о том, что для него важно, что им выстрадано. Он словно сбрасывает с себя "шкуру" - мешковину, под которой прятался, голос становится сильным и звучным, глаза горят, а сам он распрямляет плечи, вырастая на глазах. Таким он предстает в покоях Клеи, когда говорит о свободе, перед гостями Ксанфа, говоря о языке, таким уходит из дома царя-философа и отправляется на смерть, подняв высоко над головой золотую чашу, ставшую и символом зрелости, и, одновременно, недостижимости счастья.
В доме же остается его ученица - Мелита. Она натягивает мешковину, сгибается, словно принимая на плечи тяжкий груз и замолкает. Перенимая внешнюю манеру поведения Эзопа, она все же чувствует, что не имеет права на слово.
"Эзоп" - третий спектакль Владимира Мирзоева в РАМТе, в котором режиссер говорит об идеале и невозможности его достижения. В "Олеанне" Дэвида Мэмета профессор Джон пытался построить свой идеальный мир, где его слово непререкаемо, в "Оборванце" Михаила Угарова - герои хотели завладеть тем, что им не принадлежит. В "Эзопе" эти мотивы сплетаются, подчеркивая еще и одиночество персонажей, от которого они пытаются сбежать в привычную жизнь. Эзоп же идет навстречу одиночеству свободы, следуя своим правилам. Правда, работают они только при условии, что все живут согласно им.
Анастасия Павлова // Театрон