"Азазель" выходит на сцену

Зал набит и детьми, и взрослыми, у входа приятная всякому театральному человеку толчея. Зрительский успех налицо, после последней реплики зал взрывается аплодисментами. Поставив спектакль по акунинской повести "Азазель", Российский академический Молодежный театр попал в "яблочко". В этом спектакле часто стреляют. Стреляют громко и дымно, так, что в зале долго пахнет порохом. Зрители вспоминают о золотых годах детства и заряжавшихся синенькими бумажными пистонами пистолетиках - руки многих из них еще помнят это оружие.

У театрального критика есть все основания разнести по косточкам спектакль, поставленный художественным руководителем РАМТа Алексеем БОРОДИНЫМ. С высшей точки зрения он архаичен: роман изложен здесь обстоятельно - от сих до сих. Костюмы добротны, декорации достоверны, так же - добротно и достоверно - играют актеры. РАМТовская "Азазель" поставлена вне театральной моды, но режиссеру удалось нащупать временно пустовавшую театральную нишу. И дело не только в том, что в молодежном театре вышел детектив, пусть даже исторический. И не в акунинском имени, гарантирующем спектаклю зрителя - кто из почитателей Эраста Фандорина не захочет увидеть его на сцене? Куда интереснее то, что спектакль воскресил давно ушедший театральный жанр - мелодраму.

РАМТовская "Азазель" напоминает о триумфах французского театра середины прошлого века. Пьеса, написанная модным и знаменитым автором (к примеру, Дюма): крепко закрученный сюжет, романтический герой, любовь, злодейство, гибель - и красивая реплика под занавес. Театр, понимающий всю эту сюжетную конструкцию очень буквально, прямодушно переносит ее на сцену. С восторгом заглатывают приманку зрители: публике всегда хочется ужасаться и сострадать. Акунин, разумеется, мелодрамы не писал, да и РАМТ наверняка не собирался превращать в нее его текст, но такой результат вполне логичен: в романе отлично выписаны среда и исторический фон, а театр этого дать не может. На первый план выходят переживания героя, интрига, любовь, смерть: героиню взрывают, герой выходит к авансцене. Он поседел в режиме реального времени, и зал ахает. Так, как он ахал на спектакле театра "Порт-Сен-Мартен", когда герой Дюма-отца, неукротимый Антони, убивал возлюбленную.

Акунин предоставляет достойные развлечения читателям, РАМТ сделал то же для театральной публики - да к тому же дал поиграть молодежи. Фандориным стал Петр КРАСИЛОВ (его герой обаятелен, угловат и застенчив, да и сам молодой артист пока что очень волнуется), бравым Зуровым - брутальный Илья ИСАЕВ; изощреннейший Бриллинг в исполнении Евгения РЕДЬКО весьма демоничен. Тут можно было бы сделать отступление и растолковать, что Зуров - лихой гусар и отчаянный игрок, мнимый любовный соперник юного сыщика Фандорина, в результате спасающий ему жизнь. А статский советник Бриллинг, напротив, непосредственный фандоринский начальник и одновременно деятельный член таинственной и преступной организации "Азазель"... Но одноименный роман читали решительно все, и пересказом его сюжета можно заниматься только из политкорректности: среднестатический москвич отлично знает особенности формулярного списка Эраста Фандорина. На спектакле Российского академического молодежного театра у него есть счастливая возможность увидеть любимого героя в лицо - и не разочароваться. Акунинской детектив РАМТ превратил в мелодраму, но внутреннее соответствие тексту - такому же обстоятельному, добротному и слегка бутафорскому - в спектакле есть.

Алексей Филиппов
"Известия"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.