Кому кого жалеть? Детей деревни пора услышать

В конце января Российский академический Молодежный театр представил в пространстве Черной комнаты новую премьеру - вербатим "Деревня и я" режиссера Дмитрия КРЕСТЬЯНКИНА.
Когда ты не можешь чего-то достичь или тебе отчего-то больно, попробуй это прокричать или заявить со сцены. И тебя обязательно услышат - честное слово, обязательно. Услышат и задумаются - над твоей жизнью, да и над своей тоже.
Документальное исследование о жизни современного школьника, взрослеющего и осознающего себя вдали от больших городов - часть большого социального проекта РАМТа, цель которого - дать подростку, не имеющему опыта театрального переживания, возможность оказаться его соавтором, пусть даже на короткое время, но стать видимым для жителей мегаполисов.

"В этом проекте, - говорит Дмитрий Крестьянкин, - мы хотели показать скрытое, невидимое, позволить говорить тому, кто лишен этой возможности в силу обстоятельств. В данном случае - деревенским детям. Я сам когда-то жил в сельской местности, и мне интересно, что происходит там сейчас. В какой-то момент мы поняли - эта история не про подростка и деревню, а про человека и мир. Изначально мы хотели, чтобы сельские ребята могли выйти на столичную сцену и лично рассказать о себе и о своей жизни. Но пока этот замысел неосуществим в силу финансовых обстоятельств. Очень надеюсь, что в будущем мы сможем реализовать и это".

Зона деревни, и особенно подростковой жизни в ней, по убеждению авторов проекта, - черная дыра, о которой вечно спешащему городскому человеку ничего не известно.
Они живут в небольших деревеньках и созерцают мир вокруг себя. И замечают не только бездорожье и мусор, но и прекрасные пейзажи, с любовью говорят о своих лесах, озерах и речках, где можно чудно порыбачить, а потом сварить рыбную солянку. Они могут здесь потрогать вдохновение руками.

Жаль, что часто они не могут дотянуться до мечты - например, попасть в художественную школу или научный кружок, чтобы стать потом дизайнером или ученым. Не каждый видел большие города - у родителей просто нет на это денег, но хотели бы, а оттого задаются вопросом: как там живется, в этом бурном потоке? Какие там люди,  бьют ли они друг друга? Безопасно ли там? О чем думают? Чем дышат?

Кто-то хочет уехать из деревни, выучиться, найти хорошую работу, создать семью и помогать родителям, кто-то мечтает стать поваром и остаться в родном селе, а иные грезят дальними горизонтами - добраться бы до Дубая.

И все они любят музыку - разную, кому-то ближе очень современная, а кто-то обожает слушать Магомаева.

А еще они размышляют: людям в городе, кажется, что нас нет… почему человека отпинали, а получилось, что он виноват… что за патриотизм, который перерастает в расизм…

Но все же они надеются на лучшее - раз поют и видят красоту, раз умеют чувствовать себя счастливыми и хотят дарить счастье другим, раз умеют радоваться всего лишь поездке за шаурмой.

Со стороны мы можем их пожалеть, а, может, им надо жалеть нас? У них есть стремления, а у многих из нас лишь пресыщенность...

Спектакль "Деревня и я" - результат Лаборатории по поиску новых форм коммуникации театра с современными детьми и подростками, которая состоялась в РАМТе в декабре 2019 года. Он один из тех пяти, что стали победителями конкурса проектов Лаборатории.

Участниками исследования и героями спектакля стали школьники от 12 до 17 лет из села Головтеево Калужской области, деревни Взвад Новгородской области, села Ильинского Тверской области, сел Сабуро-Покровское и Глазок Тамбовской области, городов Выкса Нижегородской и Малая Вишера Новгородской областей.

"Деревенская тема своей неожиданностью задела, наверно, всех, - сказал после показа проектов художественный руководитель РАМТа Алексей Бородин. - К нашему стыду, сегодня она так мало изучена. На мою молодость пришелся взрыв деревенской прозы, и вот сегодня, в попытке отыскать что-то новое, мы вновь едем в деревню и с удивлением обнаруживаем там живой источник, которого нам всем так не хватает".

Бородин считает, что такой социальный проект близок Молодежному, как ему близко все, что связано с человеком. Говоря о Лаборатории в целом, он заметил, что театру необходимо такого рода "броуновское движение" - смешение видов, жанров, направлений, включение разных творческих работников - без которого все останавливается.

Главный режиссер театра Егор Перегудов, справедливо считает, что театральная лаборатория не может дать моментального эффекта: как и в фундаментальной науке, здесь можно рассчитывать только на отсроченный результат. Но он обязательно будет, не может не быть.

Наталья Косякова
"Клаузура"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.