Деревня и Жан-Батист Булгаков

Последние столичные театральные события обосновались на полюсах. С одной стороны, "театр театрыч" - "Мольер, avec amour" в "Табакерке", с другой - принципиальный "нетеатр" (то, что называется "вербатим") - "Деревня и я" в РАМТе, а посередине наш привычный мир, где, по мысли Шекспира, все мы актеры. К какому полюсу прибиться - вопрос желания и возможностей.

РАМТ собрал зрителей в аскетичную Черную комнату. Сцены как таковой нет, на игральном пространстве стол и пара стульев, на заднике нарисованы окна, вместо стекол видеопроекция из жизни поселков городского типа и деревень. Живут в них в том числе мальчики и девочки лет 15-17, они и стали героями спектакля "Деревня и я". Их спрашивали - они отвечали. Нравится ли родной поселок (деревня). Где бывали, куда собираются поехать. Какой профессии хотят обучиться. Как складываются отношения со сверстниками, родителями, ну и вообще про жизнь, насколько им в ней уютно. Из этих рассказов автор проекта Элина ПЕТРОВА слепила монологи и диалоги, читают их актеры Нелли УВАРОВА и Сергей ПЕЧЕНКИН.

Общее впечатление - безнадега. Кажется, что пресловутый социальный лифт катастрофически заржавел и уже никуда не едет, а речь-то между тем об очень молодых людях, которым самое время реализовать себя на полную катушку.

Исключения (одна девочка ездит на английский, другая мечтает выучиться на повара, мальчик просто живет в кайф, подрался - и порядок) только подтверждают правило: скучно ребятам, жизнь они обустраивать не собираются, потому как ерунда все это, а настоящее где-то далеко и недосягаемо, хотя от той же Москвы максимум километров пятьсот. Самое печальное в этих рассказах то, что ребята заранее знают: ничего у них не получится, и живут по замещению - хотел стать футболистом, а придется быть военным, им льготы и квартиру дают.

Режиссер Дмитрий КРЕСТЬЯНКИН признается, что хотел бы обойтись без актеров. Хорошо бы, если о своей жизни рассказали сами ребята, но из-за финансовых трудностей этого не получилось. Хочется добавить - и хорошо, что так. Актеры придают всей истории необходимую дозу отстранения. Благодаря им речь идет уже не о конкретных мальчиках и девочках, чьи симпатичные фото возникают в ландшафтных окнах, а о хронической проблеме наших деревень и малых городов: не нужны они молодежи, и молодежь им не нужна. Театр, конечно, эту проблему не решит, но может, как дятел, долбить в больную точку, авось услышат. У проекта "Деревня и я" здесь перспективы необозримые. В спектакле рассказывается о семи населенных пунктах, а сколько таких на необъятных просторах нашей родины...

Светлана Наборщикова
"Известия"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.