В Белой комнате РАМТа прошла камерная премьера - спектакль "Человек летающий", основанный на биографии и произведениях Александра Грина, автора особой психологической фантастики, которого так часто причисляли к разряду простых сказочников. Режиссер Екатерина Гранитова создала свою философско-психологическую сказку о творчестве, исканиях и судьбе известного писателя.
Пространство Белой комнаты - словно экран, отражающий переплетение жизни и произведений Стефана Гриневского, будущего Александра Грина. Здесь смешиваются настоящее и вымышленное, любовь и страх, реальные люди и ожившие герои. В основу инсценировки легли биографические записи, воспоминания жен писателя - Веры Калицкой и Нины Грин, а также фрагменты из его сочинений "Новый цирк", "Рука", "Крысолов", "Фанданго" и "Бегущая по волнам". Биографическая часть дает толчок творчеству, а оно само в свою очередь влияет на жизнь автора и его любимых. Они существуют в особом неоромантическом двоемирии.
И на сцене двое - Алесандр Грин и его жена. Внезапно они превращаются в голодного бродягу и маэстро из цирка-шапито, затем в случайных пассажиров поезда, а после появляются величественный испанец Бам-Гран и жалкий статистик Ершов. Пара актеров примеряют на себя эти образы: Александр Гришин жонглирует настроением своего героя и старается передать абсолютно все оттенки судьбы Грина, его счастье, его слабости, его желания и любовь. А волшебная Дарья Семенова способна на сцене воплотить, кажется, всех и сразу: жены писателя, его героини - каждое проявление мира грез она проносит через себя. Иногда иронически, иногда с нежностью она отражает образы женщин - любящих, порой несчастных, столкнувшихся с неисполнимыми мечтами. По словам актрисы, сама она видит в "Человеке летающем", прежде всего, "исследование двух пластов: одного - творческого, а другого - жизненного". А Александр Гришин, как и его герой, пытается понять природу таланта и разобраться в судьбе одаренного человека.
Словно по волшебству двое актеров исполняют десятки ролей, сменяя образы, как шляпки и туфли, и точно так же необъяснимо в крошечном пространстве Белой комнаты режиссер Екатерина Гранитова сумела уместить всю географию жизни Грина и его творчества, а значит - даже на самой маленькой сцене может найтись место всем морям земного шара. Грин - писатель-маринист, свободолюбивый капитан, которого не могли удержать ни тюрьма, ни архангельская ссылка, ни петербургская тихая семейная жизнь. Его всегда тянуло к неизвестности, к фантастике и сказке. Он и жил в этом фантастическом измерении жизни, в романтике, находя ее в любви или в алкоголе, разрушавшем эту самую любовь.
Создатели спектакля позволяют увидеть во вдохновившем их образе Грина мечтателя, которого не смогли бы сломить даже самые жестокие обстоятельства, а они, по сути, преследовали его всю жизнь. И спасало именно то двоемирие, в которое Грин убегал, переносился через свои рассказы и повести. Он - пьяница, беглый революционер, дебошир, любитель покутить с Куприным. Но при этом он - любящий муж, семьянин, автор произведений, любимых нами с детства. И вот еще одно гриновское противоречие: если мечта не сходилась с реальностью, он все равно продолжал мечтать и создавал свою реальность.
"Ничего неправдоподобного в таком факте, что человек взял да полетел, нет. Он объяснял мне, что человек, бесспорно, некогда умел летать и летал. Он говорил, что люди были другими и будут другими, чем теперь. Он мечтал вслух яростно и вдохновенно. Он говорил о дольменах как о доказательстве существования в давние времена гигантов на земле. И если люди теперь - не гиганты, то они станут гигантами", - спектакль почти цитирует воспоминания Михаила Слонимского. Эта мечта о полете сопровождала Грина всю жизнь, и если не реальный, то, как минимум, полет фантазии всегда был ему доступен. Именно эту живую фантазию создатели спектакля представляют на сцене.
Екатерина Гранитова описывает эти мечтания как настоящий прорыв того времени: "Его при жизни пытались вписать в категорию "сказочников", что его очень раздражало. А Грин строил свой мир. Он опередил свое время. Трудно представить, что бы мог сделать писатель, имея в своем арсенале искусственный интеллект и виртуальную реальность. Сам Грин говорил так: "Я рассматриваю галлюцинацию как феномен строгой реальности... Образ Несбывшегося… нужно только протянуть руку, чтобы схватить и удержать его слабо мелькающие черты…" Критики отвечали: "Александр Степанович, мы ждем от вас, чтобы и фантазия была, и народу было бы понятно". Надеюсь, что время пришло и народу теперь будут понятны его "фантазии"".
Кажется, что вся фантастика Грина понятна именно нам сегодняшним, и не удивительно, что его биография вдохновляет артистов и режиссеров. Вся жизнь автора "Алых парусов" - двоемирие, сплошное противоречие. Но все же в этой вечной борьбе всегда побеждала любовь и мечта. Не зря в финале спектакля звучит песня Петра Налича: "Ой, не пой ты мне про небо! Мне сегодня не до солнца. Тот, кто в жизни много плакал, тот смеется!" Вырезая из золотой бумаги рождественскую звезду в уютном феодосийском домике, Гриневский не мог забыть о голоде и нищете в Петрограде, ведь именно тогда он встретил свою вторую жену, Нину, с которой прожил до самой смерти. Но, кажется, даже смерть не взяла верх над мечтательной натурой Александра Грина: он встречал ее в белом кителе, как настоящий капитан, влюбленный в море, а мечтая о небе, просто стал человеком летающим.
Софья Малинникова // "Театрал" // 21.05.2024