"Человек летающий": паруса над РАМТом

Александра Грина называли последним русским романтиком, внутренним эмигрантом, рыцарем мечты - и не зря, ведь писатель, несмотря на страшную действительность, стремившуюся поглотить его, дарил своим читателям чудесную, невероятную Гринландию (пусть сам автор так и не именовал придуманную им страну), свободные морские просторы, приключения - а главное, истинную, искреннюю, волшебную любовь. Может быть, именно сейчас максимально уместно вспомнить об этом человеке - почти сломленном, но оставшемся верным своим идеалам, неоднозначном, сложном - но всю жизнь стремившемся к такому близкому, но недостижимому счастью. А главное - пытавшемся провести к этому счастью тех, кто погружался в его книги.

Российский академический молодежный театр задумал вернуть нам Грина и представил на суд публики спектакль “Человек летающий” в постановке Екатерины Гранитовой. Этот режиссер обладает редким умением создавать постановки созерцательные: размеренные, но выдержанные по темпоритму, ежесекундно насыщенные деталями и событиями - в первую очередь, внутренними, душевными, происходящими в сердцах героев. И я, как любительница подобного, искренне наслаждалась все два с половиной часа, которые длится премьера.

Всего два артиста (плюс пианист Максим Олейников, временами включающийся в действие). Александр Гришин - непосредственно сам Грин, поначалу, казалось бы, остающийся на втором плане, а потом взрывающийся фейерверком чувств и эмоций (и опять же: это внутренняя работа; мы понимаем, что бури бушуют у героя внутри, в душе, пусть внешне он их и пытается скрыть). Никакого портретного сходства - но тут оно и не нужно. Артист проживает своего героя так, что в финале становится сложно дышать.

Никакого романтизирования настоящего, живого писателя: да, он был алкоголиком. Да, он был не очень-то привлекателен и с лица, и в общении. Но творцам сие позволительно - ибо именно ранимая, чувствительная сущность и позволяет им быть творцами.

И Дарья Семенова - многоликая, всемогущая, органичнейшая в каждой детали, воплощающая в жизнь два столпа Грина - его жен, Веру Павловну Абрамову (даже после развода остававшейся с писателем до самой его смерти - и в виде портрета, который он везде возил с собой и размещал на самом видном месте, и в качестве собеседника, пусть и по переписке) и Нину Николаевну Миронову. Какая женщина может стать спутницей гения - и в моменты славы, и тогда, когда судьба оказывается максимально жестока? Что это такое - быть музой писателя? И как остаться личностью, не раствориться в муже, даже если жизнь этого требует?

Дарья Семенова - это нечто сказочное, непередаваемое, прекрасное во всем. А ее актерский дуэт с Александром Гришиным, поверьте, невероятен.

Режиссер переплетает сюжеты произведений Грина с его реальной жизнью (что вполне оправданно: литератор нередко опирался на действительность во время сочинения), и вот мы уже бежим по волнам вслед за героями, танцуем фанданго или закалываем случайному знакомому воротник булавкой. И, конечно же, над нами взметнутся паруса - не алые (а они, между прочим, в спектакле РАМТа вообще не упомянуты - мы, зрители, держим их в уме и как бы “плюсуем” к происходящему), но почти настоящие, белоснежные. А если повезет, мы даже рассмотрим вдали берега вожделенной Гринландии…

Камерное пространство белой комнаты не подразумевает детальной сценографии - и художник Сергей Тимонин рисует и гнетущую действительность, и романтические фантазии единичными, но выразительными штрихами. Интересное решение: занавеси, временами отделяющие действо от публики (сидящей по обе стороны от крохотного сценического пространства; к слову, билет можете приобретать на любое место, разницы не ощутите), абсолютно не мешают восприятию, а, напротив, добавляют атмосферности, ибо проекции на них глубочайшим образом погружают нас в предполагаемые места и время.

Если вы любите спектакли-биографии (в данном случае - с элементами фантазии), если получаете удовольствие от погруженного созерцания, если обожаете вдумчивые, мощные актерские работы и умную режиссуру - вам однозначно сюда. И в финале вы сами станете тем самым человеком летающим - ведь при отсутствии хэппи-энда (ну, тут я не спойлерю, ибо биографию Грина может прочитать каждый… да и вообще понятно, какова точка в жизни любого из нас) в конце будет свет.

И неважно, когда мы достигнем своей Гринландии (чем бы она ни являлась). Надежда есть - и Александр Грин подтвердит. А уж если нас на нашем пути поддерживает верный, любящий спутник, если он защищает нас от бед и волнений, то разве это не счастье? Вдвоем, под парусами (настоящими ли или воображаемыми - какая разница?) путь к мечте становится гораздо короче.

Ирина Петровская-Мишина // Musecube // 13.04.2024

Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.