Трагический балаган
До Молодежного театра, который недавно отметил 100-летие, в здании на Театральной площади располагался легендарный МХАТ-2. Евгений Замятин написал для него "Блоху" - пьесу по мотивам лесковского "Левши" и тульских сказов.
"Блоха", поставленная Александром ПОНОМАРЕВЫМ, - спектакль об истории и с предысторией. Смешной, злой, горький. Режиссер, хорошо знакомый с перипетиями и превратностями новейшей театральной истории, не апеллирует к ней впрямую. Но дает понять, что мы слишком во многом ходим по кругу и не считываем предупреждений. Игровой, балаганный, раешный театр, который как стиль выбрал еще Замятин, для Пономарева - образ оборотничества и двойничества, веселого и совершенно невыносимого. Герои, которых, в соответствии с пьесой, играют одни и те же актеры, "превращаются" на наших глазах, периодически оступаясь в очередной роли, запутывая зрителя в границах своего притворства.
Замятин писал про то, что знает и любит: от механики до Лондона, от языка сказов до конфликта личности и системы. Пономарев и его соавторы говорят о том, что видят сейчас: морок окружающей действительности. Добрый и глупый царь, в секунду становящийся бессмысленно жестоким, хитрые обманщики-артисты, уютный фарс, который может вовлечь тебя в свой хоровод и затоптать.
В сочных гротескных красках, в лубочно-ярком мире актеры "Блохи" живут и играют темпераментно и вкусно. Дополненный и отчасти актуализированный замятинский текст звучит как серия реприз, захватывая смелостью лихого балагана, вместившегося в камерное пространство Маленькой сцены. Но все-таки главное тут не сатира, а образ Левши. Молодой артист Андрей ГАЛЬЧЕНКО выходит в современных рваных джинсах, несколько раз пытается сорвать спектакль, пока не окажется в эпицентре - смешной, трогательный, нелепо верящий в свою странную родину Левша. Он тут единственный, кто способен на трагическое чувство и осознание личной вины за то, что нарушена гармония. Этот безалаберный "Иванушка-дурачок" - сегодня очень нужный со своей непосредственностью, но обреченный проиграть, когда свет во всех смыслах померкнет. Гибель героя здесь не совсем окончательная, но зато страшная. И слишком, как и многое другое, узнаваемая.
Елена Алдашева
"Театральная афиша столицы"