Владислав ЛЮБЫЙ: "Театр - это место компромиссов"

РАМТ сегодня один из самых успешных московских театров. "Золотая Маска" за эпопею "Берег утопии", множество проектов, спектаклей молодых режиссеров, концерты - вот неполный перечень того, что происходит в РАМТе в разгар сезона. Владислав ЛЮБЫЙ занимает пост директора Российского академического Молодежного театра более десяти лет. И он бровью не повел, когда на сборе труппы худрук театра Алексей Бородин объявил о намеченных премьерах - более десяти за сезон.

- В наступающем сезоне РАМТ заявил аж восемнадцать премьер. Оставляя в стороне художественную сторону вопроса, спрашиваю вас, директора: как такие планы можно осуществить финансово?

- Давайте уточним цифры, а то с каждым днем количество названных прессой спектаклей увеличивается. Сейчас речь идет о восьми конкретных премьерах до Нового года. Это те спектакли, которые запущены в производство еще с прошлого сезона. Что в 2010-м будет с бюджетом и с общей финансовой ситуацией, мы не знаем. Но думаю, что четыре - шесть премьер после новогодних праздников - уже по вполне конкретным моим расчетам - состоятся вне зависимости от финансовой ситуации. Спектакли не пекутся как блины, американский метод мы пока не освоили. И надеюсь, что вряд ли когда-нибудь его освоим.

- Сегодня РАМТе в числе успешных московских театров: "Золотая Маска" за "Берег утопии", в залах - аншлаги. В финансовом смысле театр тоже успешен?

- Если говорить о финансово-административной деятельности, то надо понимать, что ситуация сегодня непростая. Есть общие основания это предполагать.

- Это вы о финансовом кризисе?

- На глобальный кризис принято все списывать, можно легко приводить его в качестве причины всех сложностей и неудач. Но о нем можно говорить, как о ярком проявлении несовершенства системы - я сейчас о частных ее проявлениях, конкретнее - о системе финансирования государственных театров. Очень много хорошего сделано в последние десять лет, и в целом система построена правильно. Но в ней есть несколько изъянов, которые не позволяют построить независимую систему. Масса вопросов связана с бюджетным кодексом, который утверждает, что государственный театр не может сотрудничать с частным капиталом. Я о том, что сейчас модно называть "государственно-частным партнерством". Есть масса инвесторов, которые готовы вкладывать деньги в культуру. И непозволительное несовершенство этот ресурс не использовать.

- А что же в системе верного?..

- Есть масса того, что помогает работать. Говорю о конкретной ситуации РАМТа: при сокращении базового бюджета в последние годы развиваются программы целевого финансирования и системы грантов. Тем более что театр и сам в состоянии зарабатывать деньги, продавая билеты, сдавая площадку - и это существенная часть бюджета.

- Данной вам директорской властью вы можете корректировать репертуар?

- Это один из сложных вопросов, и здесь ни творческая, ни чисто административная сторона не должны иметь превалирующего права. В здоровом коллективе, каким и является РАМТ, руководители - Алексей Владимирович Бородин и я - находят компромиссное решение между чистым искусством "не для всех" и искусством для массового зрителя. У нас ситуация никогда не доходит до того, чтобы директору или худруку приходилось проявлять свою власть. Театр - это место компромиссов. Огромное поле бесконечных компромиссов. Вряд ли в театре можно найти пример, где оценка была бы однозначной. Все равно возникнет вопрос: а какие критерии?

- Рейтинговую систему вы не используете?

- Только если какой-то свой, внутренний рейтинг выстраивается. А использовать внешние рейтинговые исследования как указующие для составления репертуара мне кажется неверным: по каким факторам производится учет? Цены и содержания?

- Самый кассовый спектакль РАМТа - "Берег утопии"?

- На сегодняшний день это "Эраст Фандорин". А вообще, что такое кассовость? Это заполненный зал, помноженный на стоимость билетов. Нужно понимать, на какую публику мы работаем: на "рублевскую", богатую, или все же на ту массовую, на которую уже 90 лет традиционно работает Молодежный театр? Вот еще один компромисс. Любой театр работает по принципу "тяни или толкай". Либо тебя тянут - и тогда ты должен публике угождать, либо ты задаешь некий уровень, на который зовешь публику. Секрет успешности театра только в одном: насколько театр определился в системе собственных компромиссов.

"Театрал"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.