Нелли УВАРОВА: "Я не жду теперь легкой жизни"

У Нелли Уваровой - череда радостных событий. Ведущая актриса РАМТа стала мамой и вернулась к любимой работе. 7 апреля Нелли выходит на сцену в спектакле "Берег утопии", который в этот день будет посвящен 200-летию со дня рождения Александра Герцена, главного героя пьесы. Кроме того, Нелли репетирует Фрозину в новом спектакле Егора Перегудова "Скупой", которым откроется будущий сезон в РАМТе.

- Нелли, недавно на вашу роль в "Берег утопии" ввели других актрис. Не сказываются ли подобные вводы на взаимоотношениях с коллегами?

- Правило театра таково, что если ты один раз не сыграл в своем спектакле, то заменивший тебя актер получает право играть в паре с тобой. А если говорить конкретно о "Береге утопии" и моей ситуации, то причина, по которой появились новые исполнительницы, настолько себя оправдывает! Я сама вводила в спектакль Яну Соколовскую и Машу Рыщенкову - три моих роли распределились между двух актрис, и никакой ревности между нами не возникло - только желание помочь.
"Берег утопии" - спектакль непростой, и для меня важно было в короткий срок передать актрисам наши "правила игры". Кстати, Яна и Маша тоже молодые мамы, мы хорошо понимаем друг друга. И помимо любви к театру нас теперь объединяет еще одна любовь - к нашим детям. "Берег утопии" длится целый день (как правило, играем его по субботам). Напряжение колоссальное, но и эйфорию ощущаешь такую, что впечатлений на неделю хватает.

- Ваш спектакль рассказывает в том числе и об идеях русской революции. А когда в Москве проходили митинги, вы почувствовали, что "Берег утопии" зазвучал иначе?

- В день первого митинга на Болотной площади как раз шел наш спектакль. Я волновалась, что зрители не соберутся, но набился полный зал, и нужно было видеть, как реагирует публика! Возникало множество параллелей, поскольку кто-то пошел на площадь выражать свою позицию, а кто-то пришел в театр. И для меня это были мгновения счастья - я панически боюсь толпы, но благодаря театру в очередной раз убедилась, что мы артисты, можем выражать свою гражданскую позицию не на трибуне, а на сцене.
Кстати, на митинги меня не тянет...
Просто в нынешней политической ситуации я не верю никому. У меня нет идеала, за которым хотелось бы пойти и повести других. Но рада, что участвую в качественном театральном проявлении гражданского самосознания. Со сцены звучат мысли, со многими из которых я согласна.

- Вы играете жену Герцена, любовницу Огарева. Какими качествами должна обладать женщина, чтобы жить среди революционеров?

- Важно быть сильной даже гораздо сильнее мужчины. Потому что в минуту отчаяния, которое наступает в результат следования за любой идеей, мужчине нужна поддержка. На женщине лежит большая ответственность; желание жить и любить лежит на ней, она двигатель самых простых вещей. Мужчинам, пока они молоды и сильны, кажется, будто их идеи, их политика, их философия - самое важное на свете. Но это иллюзия. Ты все равно в итоге приходишь к тому, что важна любимая женщина, которая была бы рядом, рожала и растила детей. Ведь все, что остается, - это твои дети. Натали Герцен, несмотря на все ее утопии и заблуждения, все равно была рядом, рожала, любила и верила в своего мужа, даже если не всегда понимала его. Это сложно и необходимо - понимать и принимать увлечения мужа.

- Вы уже десять лет работаете в РАМТе. Как, на ваш взгляд, развивается театр?

- Любовь - большая движущая сила, а наш художественный руководитель Алексей Бородин любит и понимает театр во всех его проявлениях. Его заслуга в том, что театр стал модным, качественным и по-хорошему особенным. Вероятно, потому, что здесь постоянно "открывают двери и проветривают" атмосферу, поэтому сюда многое "влетает" - появляются интересные пьесы, приходят режиссеры, художники... Казалось бы, театр в центре Москвы, жить да радоваться насколько сил хватит, а Бородин этим не успокаивается, сам неугомонный человек и нам дает экспериментировать.
"Правила поведения в современном обществе", "3има", "Платонов. III акт", спектакль по "Бесам" Достоевского, который сейчас репетируется, - это все постановки, созданные по инициативе актеров и вошедшие в репертуар. И эту возможность участвовать в формировании афиши мы очень ценим. Ведь в других театрах как бывает: от актера не зависит, какой материал возьмет худрук, кто придет ставить, какие у тебя появятся партнеры, кто будет художником по костюмам, кто гримером. А все это очень важно! Приходит художник и говорит: "Как вам эта прическа идет!" Ты пытаешься спорить: "Мне кажется, нужно сделать иначе". Но художник тебя не слышит: "Нет-нет, не нужно экспериментов, вам идет!" Ты зависим во всем. А Алексей Бородин дал нам свободу. И такие глотки свежего воздуха крайне необходимы. Ведь есть генеральный путь театра, а есть то, что ты хочешь сыграть прямо сейчас. Пример с "Правилами поведения в современном обществе" здесь подходит лучше всего: можно проработать всю жизнь в театре и не сыграть моноспектакля. Я бы сама себе не доверила эту работу в 21 год, а режиссер Александр Назаров и Алексей Бородин доверили. В результате спектакль идет уже много лет, и я всякий раз учусь - условия моноспектакля всегда экстремальны, никто руки не протянет - как хочешь, так и крутись. И я вместе со спектаклем продолжаю учиться быть сильной.

- Какие-то постановки снимали с репертуара, пока вас не было?

- Не шли "Правила поведения...", "Красное и черное", "Доказательство". Они просто год отдохнули, а теперь мы к ним вернулись, и они снова в репертуаре. А мое возвращение в спектакли "Волшебник Изумрудного города" и "Алые паруса" потребуют времени - вдруг стало понятно, что за время декретного отпуска многое изменилось в ощущении себя в пространстве и те же самые постановки понимаешь иначе.

- Репетируете что-то новое?

- Сейчас репетирую Фрозину в "Скупом" Мольера. Очень интересно. Ставит Егор Перегудов, поражающий меня как удивительный художник. В "Современнике" он поставил пронзительный спектакль "Время женщин", а у нас идет его довольно жесткий спектакль "Под давлением 1-З". Теперь вот будет и комедия Мольера.
Репетируется на одном дыхании. Я не заучиваю пьесу, ведь когда режиссер проводит подробный разбор и логика персонажа тебе ясна, слова перестают быть проблемой. Они запоминаются сами собой. Интересно, что я при этом совершенно забываю свои старые роли. И вообще, стыдно сознаться, но даже из школьной программы многое забылось. Так что помочь своей дочери в геометрии, алгебре или, например, физике не смогу. Разве что художественное чтение мне под силу но будут ли его преподавать?

- Вопрос, наверное, преждевременный, но все же... Вы не думали о том, чтобы отправить ребенка учиться за границей?

- Нет, и вряд ли такая идея меня посетит, Я хочу жить и работать в этой стране и хочу, чтобы ребенок рос рядом. Это совершенно точно. Но... Когда я читала "Подстрочник" Лилианы Лунгиной, который сильно в меня попал, то думала о том, что при самом хорошем раскладе я прожила уже треть жизни, а может, и половину И если в 20 лет казалось, что впереди много интересного, то сейчас кажется, что впереди мною сложно интересного. И ловлю себя на мысли, что ничего легкого от жизни я теперь не жду.
Ждешь трудностей и просишь силу Бога с ними справиться.
Разговаривала недавно с актрисой, у нее растет мальчик. Она беспокоится, что актерство - это все, что мы умеем. Что театр может закрыться, а мы теперь должны заботиться о детях. К своему возрасту мы овладели одной профессией и оторвались от возможностей других профессий, которые в 18 лет маячили в перспективе. Сейчас нам сложно вернуться даже в те перспективы. Я вспомнила "Подстрочник" и говорю ей: "Всегда можно уехать в Париж, налепить кукол из хлебных мякишей и открыть театр!" Она говорит: "Но мы даже не знаем языка, чтобы работать... На это уйдут годы..." - "Подожди, а театр теней, а клоунада, а театр кукол? Рано ставить на себе крест". Но я все равно хочу жить и работать здесь.

- Вы вдохновитель благотворительного проекта "Наивно? Очень!", который недавно был представлен в Молодежном театре. Вместе с вами актриса РАМТа Вера Зотова и писатель Евгений Клюев. А с чего начинался ваш проект?

- Дочери Веры Зотовой Маше сейчас 20 лет. Десять лет назад с Машей было трудно о чем-либо поговорить. Когда я спрашивала у Веры, чем Маша болеет, Вера затруднялась с ответом, поскольку Маше ставили массу диагнозов. Вере самой приходилось каждый день отвечать на вопрос, что не так и как сделать, чтобы стало так. И наконец, в жизни Маши существенные и яркие перемены произошли после того, как она попала в 21-й колледж. Она стала другим человеком - теперь это взрослая девушка со своими интересами, которые она может озвучить. Маша учится, работает, делает прекрасные вещи в текстильной мастерской, участвует в ярмарках. И я заинтересовалась жизнью 21-го колледжа - решила, что нужно поддержать его "обитателей". В ту пору я преподавала в театральной студии Высшей школы экономики, и один из ребят посоветовал мне книжку Эрленда Лу "Наивно. Супер". Сначала я возмутилась названию, потом прочла залпом и с тех пор перечитываю периодически. Название книги, конечно, повлияло на название нашего интернет-магазина, где продается продукция "Особых мастерских"...

- Уже можно говорить о первых успехах?

- Нас пока не знает широкая аудитория, но тем не менее люди заходят на сайт и присоединяются к проекту. Он потихоньку развивается, поскольку ценителей наивного искусства много, а ребята делают просто замечательные вещи в этой манере. Когда задаю себе вопрос, хочу ли я, чтобы о нас узнавали, - отвечаю, что да, хочу Только мне хочется заниматься благотворительностью тихо. думаю, что об этих вещах не нужно кричать. Правда, говорила с Чулпан Хаматовой. И оказалось, что в нашей стране тихой благотворительности не бывает - непременно нужно мелькать и кричать о проблеме, ведь спонсоры приходят, увы, на конкретного известного человека, к сожалению.

Кстати
• Впервые на сцену Нелли вышла в пятилетнем возрасте в одном из санаториев Анапы и исполнила песню "Бабушка рядышком с дедушкой"
• Чтобы прочитать в оригинале "Маленького принца", выучила французский язык
• На необитаемый остров взяла бы с собой книгу Маркеса "Сто лет одиночества"
• При поступлении во ВГИК у Нелли пропал голос, однако Георгий Тараторкин и без голоса увидел потенциал будущей актрисы
• На первом курсе у Нелли был сильный грузинский акцент, избавляться от которого пришлось изнурительными тренировками
• После окончания ВГИКа четыре года преподавала актерское мастерство в театральной студии Высшей школы экономики.

Екатерина Васенина
"Театрал"
Мы используем файлы cookie для наилучшего взаимодействия.