Миндаугас КАРБАУСКИС выпускает премьеру в РАМТе
- Почему десять лет назад литовский актер стал московским режиссером?
- Я никогда не мечтал о режиссуре, обрел эту профессию случайно, что позволяет мне воспринимать ее именно как профессию, а не как признание. Как что-то обретенное, но вовсе не вымоленное.
- Три года назад, поставив очередной спектакль, получивший "Золотую маску", Вы ушли из штата "Табакерки". В чем был конфликт?
- Мне кажется, вся нынешняя система театра предполагает, что все мы винтики, от нас ничего не зависит и. незаменимых нет. Очевидно, что работодатели заинтересованы в нашем инфантилизме. От нас требуют только хороших спектаклей, при этом оплачивают наш инфантилизм. Но если сам не растешь как личность, хорошие спектакли уже не удаются. Мне было тридцать пять лет, захотелось реально взрослеть. И я ушел в никуда.
- Все это время работать по специальности вам не хотелось?
- Честно скажу: было очень страшно. Но при этом такое истощение, что нет вдохновения. К тому же все ждут, что я чем-то удивлю, да и самому хочется планку поднять. Значит, нужно вдохновение, а оно само собой не придет. Надо проделать какую-то работу, прочитать какие-то книжки. Сейчас я могу сказать, что был прав: для новой работы должен быть импульс, материал, который тебе интересен.
- Почему вы приняли предложение РАМТа?
- Мне кажется, что это объективно одна из лучших трупп в Москве. Они совершили подвиг - поставили "Берег утопии", мне захотелось с ними работать. А потом в мои руки попала книжка Мераса, забытый сегодня роман на литовском языке, художественно переосмысляющий реальность Вильнюсского гетто. Мне показалось, что эта история не противоречит репертуарной политике РАМТа. И на сегодняшний день я вполне удовлетворен нашими взаимоотношениями. У них особая дружеская атмосфера, такую редко где встретишь.
- Что нового вы узнали о гетто?
- Происходившее там было жуткой игрой. Нацисты ставили спектакль: они уводили на казнь тысячи людей в сопровождении всего нескольких человек, фактически не прибегая к оружию. Немцы играли на надежде евреев, что ничего страшного не произойдет. Мы все хотим избежать страха и позволяем себя обманывать. Одна из самых важных тем спектакля - готовность обманываться.
- Ваша репутация Карабаса-Барабаса не мешает в работе?
- Не думаю, что плохой характер является для режиссера минусом. Встречаясь с актером-максималистом, имеющим жесткую позицию, я говорю: "Бросай ты это дело. У тебя есть самое ценное для профессии режиссера - плохой характер". В режиссуре это принесет дивиденды. Если будешь упертым, достигнешь цели.
Светлана Полякова
"Собака"