Лариса ГРЕБЕНЩИКОВА: "А человек остается сам собой..."
Лариса Ивановна Гребенщикова, народная артистка России, отмечает юбилей. "6:0, - шутит она, - и все в мою пользу!" В последнем - не сомневаешься: она легка, красива, динамична. Только что замкнутая, даже хмурая женщина молча шла по длинному коридору театра, но вот она вошла в гримерную, села на диван, улыбнулась на твой вопрос - и ты, как положено зрителю, оказываешься в полной власти ее обаяния. А поговорив с ней, начинаешь понимать секрет ее героинь: почему они, сказан всего несколько фраз, прочно врезаются в память. Речь идет, о недавней премьере РАМТа, "Будденброках", где Консульша Гребенщиковой ходит в элегантном пиджаке, изредка произносит какие-то слова, кивает, улыбается... А потом оказывается, что об этой женщине ты знаешь всё. "О, если б без слова сказаться душой было можно!.." - да, это, пожалуй, тот случай.
Счастье просыпалось со мной каждое утро
- Как вы решили стать актрисой?
- Не знаю... Я жила в городе Воронеже, не в бедной, а в нищей семье, потому что мама очень тяжело болела и была одна с двумя детьми, и я ни о каком театре никогда не слышала. Но когда меня спрашивали: "Кем ты хочешь быть?"- я отвечала: "Артисткой!". Потом кто-то подарил мне книгу об Улановой, и она стала моим кумиром, а позже я увидела ее по телевизору, и поняла, что это что-то божественное и оно меня влечет со страшной силой.
Соседка, преподававшая в местном хореографическом училище, предлагала отдать девочку в балет она любила что-то изображать, танцевать, но семье жилось трудно, и Ларису отдали в интернат для детей из малообеспеченных семей. Но, видно, тогда уже у Гребенщиковой складывался твердый характер: интернат она пережила, закончила школу с медалью и отправилась в Москву - поступать в артистки.
Мне говорили: "Безумная, туда без блата не берут!" - но это неправда, честное слово! Какой блат, какие взятки?.. Я же преподаю в Щепкинском, так мне быть хоть раз кто-нибудь хоть сто долларов предложил, - смеется Лариса Ивановна.
Худенькая девочка с косичками читала на вступительном туре в Щепкинском монолог Заречной и монолог арбузовской Тани. Выглядела она лет на 14, но ее приняли в мастерскую В.И.Коршунова. Она вспоминает студенческие годы - занятия, танец, отрывки, даже дорогу в училище - как годы нескончаемого счастья. Как в монологе Раневской, "Счастье просыпалось со мной каждое утро!"
- А потом?
- А потом тоже было счастье. Я попала в Театр. Пришел Шах-Азизов, сам! посмотрел меня и сказал: "Эту девочку я беру".
Это было в 1972 году, и с тех пор она служит в РАМТе - тогда он назывался "Центральный Детский Театр".
А. БОРОДИН:
- Первый раз я увидел Ларису Гребенщикову еще до того, как стал работать в РАМТе. Мы приехали из Кирова в Москву на занятия лаборатории Марии Осиповны Кнебель, и я попал на спектакль "Альпийская баллада" по Быкову. Тогда молодая актриса Лариса Гребенщикова, игравшая главную роль, произвела на меня совершенно необыкновенное впечатление своей заразительностью, энергетикой, страстью. Было совершенно ясно, что она обладает поразительной способностью ярко выражать на сцене чувства человека, находящегося в крайних ситуациях, при этом не теряющего своей силы, индивидуальности. Это было на редкость мощное впечатление.
А когда я пришел работать в ЦДТ, то, конечно, большая часть моей творческой биографии оказалась связана с Ларисой Гребенщиковой. И каждая новая ее работа подтверждала то мое первое впечатление.
В театре она всего полгода походила в массовках и - опять счастье! - сыграла в пьесе А.Островского "Шутники". Во всех рецензиях ее игра отмечалась как удача спектакля. "Фарфоровая", прелестная Верочка Гребенщковой, подкупала, как писали рецензенты, удивительной свежестью и новизной трактовки.
И пошли роли - по три-четыре за сезон. И так восемнадцать лет! И казалось, так всегда и будет...
Неси свой крест и веруй
Это случилось в 1991 году - год тяжелый во всех отношениях. Случилось то, без чего не обходится ни одна актерская биография - наступили годы "безролья": почти восемь лет актриса Гребенщикова не получала в театре ролей. Были вводы в какие-то старые спектакли, но настоящей работы, к которой она, человек творческий и трудолюбивый, привыкла, не случалось, И в семье пошли беды одна за другой: умерла мама, умер муж, безденежье, болезни...
Испытания на прочность бывают у многих артистов. Главное - как с этим справиться. Уйти из театра мыслей не было. Она сыграла несколько спектаклей в театре "Сфера", работала на радио, записывала пластинки. Пошла преподавать в родное Щепкинское училище. А главное, в глубине души жила вера: я вынырну!
Страшно было ходить в театр и знать, что на тебе поставили крест, но недаром когда-то, готовясь к поступлению, она выбрала монолог Нины: "Я теперь знаю, понимаю... что в нашем деле... - главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть".
Да, надо нести свой крест, но ведь его по-разному можно нести. Можно нести и рыдать все время - а ты неси и веруй! Сын говорит, что я человек инфантильный, не живу в реальном мире, но я живу - слышу, понимаю, работаю, просто в душе у меня свой, актерский мир, и это для меня главное.
- Это важное качество - вы пытаетесь как-то воспитать в ваших студентах это противостояние трудностям, готовность к актерскому "кресту"?
- Им кажется, что это легкая профессия! Это поколение воспитано на сериалах: пришел, снялся - и ты звезда. Их готовишь к трудностям, а они не верят. А профессия невероятно трудная, требует повседневного труда, самодисциплины, тренинга, чтобы всегда был готов к любой роли. И никак не удается это им в головку внедрить.
А.БОРОДИН:
- Я видел дипломные спектакли, которые профессор Лариса Гребенщикова ставила со студентами: и "Безымянную звезду", и "Севильского цирюльника". Все это - талантливые постановки, проявляющие актерские индивидуальности. Вообще студенты всегда очень благодарны Ларисе Ивановне за то, что она им передает - профессиональные качества, связанные с личностным уровнем.
- Ваши ученики играют в РАМТе?
- В этом театре уже четыре моих ученика: Аня Тараторкина, Илья Исаев, Леша Янин и Ира Таранник. Среди моих учеников есть уже заслуженные артисты, звезды, можно сказать.
- Илья Исаев - ваш ученик и ваш партнер во многих спектаклях. Это отражается на ваших сценических отношениях?
- Когда Исаев пришел в театр, ставили "Лоренцаччо". Он должен был играть герцога, а я - маркизу Чибо, и они в любовных отношениях. Ну, маркиза постарше его, это такой флорентийский роман! И вот он пришел на репетицию, и я вижу: "Боже мой, как же это - играть любовь, с учительницей..." Я говорю: "Ты, Илюха, не бойся так, я сама ужасно боюсь! Ты ложись сюда, я - сюда", - и ничего, отрепетировали, сыграли!
И когда в "Вишневом саде" он мне говорит: "Я люблю вас, как родную, больше, чем родную", - я понимаю, что я приложила некоторую руку к тому, чтоб Илья играл...
Звучит в гитаре каждая струна
Последняя крупная роль был в "Короле Лире" в 1991 году. В 2001 в РАМТе прошла премьера пьесы Т.Уильямса "Стеклянный зверинец", Гребенщикова играла в нем Аманду. Еще через несколько месяцев - "Вишневый сад", Раневская. Возвращение на сцену состоялось, причем в новом качестве: из "дочек" актриса перешла в "матери", и оказалось, что все эти годы простоя были годами накопления - не только боли, но и осознания, мудрости, силы. И все это пошло в ход - ведь актер, как полагает Лариса Гребенщикова, играет "собой" - на сцене выражается его личность, его характер, духовные ресурсы. Недаром ее кумирами были Уланова, воплощавшая в танце духовную сущность человека, и Сухаревская, неповторимая, яркая личность.
"Вишневый сад" - первый спектакль по Чехову на сцене РАМТа. "Вишневые сады" цвели тогда по всей Москве, но А.Бородин делал ставку не на имена, а на ансамбль, на историю.
Из зрительского Форума на сайте РАМТ:
"Мне очень нравится пластика Ларисы Ивановны в спектакле “Вишневый сад". Она летает по сцене как 17-летняя девочка. Такая легкая, легкая. Вся на нервах. Очень живая и трогательная".
"…Хрупкая, очаровательная женщина - вне возраста, вне времени, вне ситуации. Вечный ребенок. Вечное дитя, которое так и тянет опекать, жалеть, ласкать, обворовывать, обманывать… ее невозможно не любить. Как ожившую статуэточку, как символ прекрасной - чистой, утонченной, исполненной неги жизни... Я даже подумала, что причина “несовпадания” Лопахина с Варей - в Раневской. Варя - анти-Любовь Андреевна. А ему так может хотеться этой детской неприспособленности, этих трогательных заламываний изящных ручек, которые созданы для поцелуев и колец, этих взрывов чувств к шкафику, стульчику... Этой искренности - наивности - “не от мира сего “… Но и необыкновенной сексуальности, явной страстности... И как она красива в страданиях..."
- И так говорят именно о вашей Раневской. Какая она, ваша героиня?
- Она? Как Алексей Владимирович любит повторять: "Будь добра, весела или, по крайней мере, делай вид". Так писал Чехов Книппер-Чеховой. Мы Ольге Леонардовне должны быть благодарны - она выжимала из него для нас такие роли! Играть Раневскую легко, это такой легкий замечательный человек, в белом платье. Ее всегда играют страдалицей, а она не страдалица - она стопроцентная женщина. Есть повод смеяться - надо смеяться, есть повод надеть новое платье - надо надеть, и есть повод кинуться в эту любовь - надо кидаться. Мне поначалу тоже хотелось впасть в слезливый тон: "О, мои грехи!" - но это же не Раневская. У нее невероятное жизнелюбие, Чехов писал, что такую женщину может угомонить только смерть.
А.БОРОДИН:
- Появилась ее замечательная, с моей точки зрения, Раневская в "Вишневом саду" - женщина, которая совершенно сознательно не прогибается под ситуацией, не меняется в связи с ней. Разные могут быть ситуации в жизни, а человек остается самим собой. Он не может и не хочет подчиняться обстоятельствам.
- Да, Раневской есть что сказать, а вот героини ваших последних премьер почти бессловесны - это "Берег Утопии", "Будденброки". Расскажите, что вы про них знаете?
- Вы про Консульшу из "Будденброков"? Получив эту роль, я прочитала книгу, потом инсценировку - и была в некотором недоумении. Я спросила режиссера, что тут, собственно играть? Карбаускис мне говорит: "Она человек костюма. Нулевые эмоции. Это такой высококачественный эгоизм, здесь все закрыто, захлопнуто". Дело ведь не в количестве слов, а в раскрытии характера.
Консульша в спектакле Карбаускиса не выражает никаких эмоций, она закрыта и невозмутима - но в ней представляется не столько "высококачественный эгоизм", сколько обреченность на выполнение долга. Она, как и все женщины в этой истории, - жертва будденброковского "дела", безрадостное дополнение к приданому. Она, бесстрастная, вызывает чувства. Знакомые, видевшие "Будденброков", говорили Гребенщиковой: "Слушай, какая у тебя здесь роль интересная!" Очевидно, тут-то и срабатывает внутренний, личностный капитал актрисы.
В "Береге утопии" в первой части она играет малозначительную (как ни играй!) роль матери Бакунина, а в третьей - Мальвиды, гувернантки детей Герцена. "Немка в изгнании" тоже в какой-то степени "человек костюма" - безупречно воспитанная, сдержанная, аккуратная, она пытается противостоять русскому хаосу, царящему в доме Герцена... и влюбляется в него.
В этой немецко-французской душе вдруг проснулась невероятная какая-то любовь к гению - к Герцену. И когда приехал Стоппард, я кинулась к нему расспрашивать, и он сказал, что этот немецкий порядок, точность - очень важный момент в роли: она мечтает, что упорядоченная, размеренная, счастливая жизнь сумеет ограить Герцена от всех бед, Я поняла - и вся роль стала на место. Особенно хорошо я сейчас чувствую, каково ей в свой последний приход видеть Герцена оставленного на Натали Огареву - видеть этого талантливейшего человека поверженным.
Лариса Ивановна задумывается и совершенно нелогично заключает:
- Этот переход на "взрослые" роли для женщины, для актрисы - трагический период.
Гребенщикова - лирическая героиня, амплуа - не "возрастное". Но после роли Аманды она неожиданно ощутила в себе новое качество, какие-то черты характерности. И стала смелее смотреть в страшное для любой актрисы будущее. И вообще, М.Царев говорил, что настоящий актер начинается только в 50 лет - только в этом возрасте начинает "звучать в гитаре каждая струна".
- Это правда, - соглашается Лариса Ивановна. - Правда, правда. Было бы только здоровье. Сейчас время такое - все ставится на молодых. Правильно, конечно. Но когда вспоминаешь, как Олег Борисов играл императора Павла!.. Или вот я сейчас смотрела спектакль "Персона Мерлин", - и когда мне сказали, что режиссеру Кристиану Люпа 75 лет, я была поражена - это режиссура молодого человека. Но потом поняла, что если человек талантлив, то в нем эта перемена в определенном возрасте должна произойти. Этот переворот в сторону НОВОСТИ, а не ЗРЕЛОСТИ. Может, это и означает - "Услышать будущего зон". Потому что ничего нет страшней, как сидеть и бурчать, как все было хорошо и как все стало плохо, и не слышать на самом деле того, что происходит.
Я - удачница!
Лариса Гребенщикова многое знает о своей профессии. Знает, сколько талантливых людей вместе с ней кончали курс и что с ними стало, знает, какие замечательные актеры есть в провинции, какие роли они могли бы сыграть - и не сыграли. Чего ж вздыхать, что не досталась ей в свое время Нина, Бесприданница или Джульетта.
- Я - удачница. Я много играла и сейчас играю. Моя мечта теперь - роли обожаемой мной Сухаревской в пьесах "Визит дамы" и "На балу удачи" - это про Эдит Пиаф. Молодой, я ходила на все ее спектакли, и еще тогда в меня запал "Визит дамы", а теперь я по возрасту с дамой совпадаю, и совпадает это мое нищенское детство, и юность, и первая любовь... и это - не месть, ни в коем случае, но - желание вернуться в мой родной город в новом качестве!..
Но чтобы быть такой "удачницей", надо понять смысл и цель профессии актера. Лариса Ивановна пытается объяснить своим студентам, что главное достижение не то, что ты звезда, не звание заслуженного, народного... А вот если лет через 30, 40, 50 ты будешь в театре и будешь востребован - считай, что все свершилось. А для этого нужно все бить и бить в одну точку, нужна бесконечная преданность и самоотречение.
А.БОРОДИН:
Лариса Ивановна - творческий, удивительно умный человек, который на самом деле всецело предан своей профессии, полон колоссального желания ее познать...
Я отношусь к Ларисе Гребенщиковой с колоссальным творческим интересом, с любовью и с человеческим уважением. Это очень важно, когда в театре есть люди, у которых общая человеческая основа.
Карина Зурабова
"Планета Красота"