12 часов в Молодежном театре
19 января 2012
Российский академический Молодежный театр, или просто РАМТ, - это чуть больше, чем просто очень хороший театр: редко где в один день идут четыре постановки, и все - с аншлагами. Спектакли здесь начинаются не только традиционно в 7 вечера, но и гораздо позднее, ведь не все потенциальные зрители заканчивают работать в 18.00. Молодежный театр выпускает ежемесячную интернет-газету "РАМТограф", которую создают студенты гуманитарных и творческих вузов Москвы. Здесь успешно функционируют четыре клуба для зрителей, программы которых рассчитаны на самый разный возраст и включают в себя знакомство с театральным миром, просмотр спектаклей, их обсуждение и многое-многое другое. Я провела в РАМТе целый день и убедилась, что жизнь в этом театре невероятно насыщена событиями.
11.30 Сегодня на Большой сцене "Принц и нищий" по Марку Твену. Этому детскому спектаклю уже 10 лет, но довольно преклонный по театральным меркам возраст не мешает ему собирать аншлаги. В просторном фойе начинают появляться зрители. Возле необычного черного ящика наблюдаю скопление взрослых и детей. Подхожу поближе и вижу маленькое чудо - тривизор! Это стеклянная 3d пирамида для трансляции объемного изображения, внутри которой живут герои спектаклей РАМТа "Золушка" и "Чехов-GALA".
12.00 Зал переполнен. Для посвященных театралов сегодня особенное представление. Дело в том, что одну из главных ролей - нищего Тома Кенти - после длительного перерыва снова играет Александр ДОРОНИН. Три года назад он дебютировал в театре в качестве режиссера спектакля "Платонов. III акт", и на Тома Кенти не осталось времени. А ведь десять лет назад именно эта роль была его дипломной работой на курсе Алексея БОРОДИНА! Остаюсь на спектакле и получаю грандиозное удовольствие.
13.00 В антракте поднимаемся сначала в рубку звукооператора, которая находится на балконе. Здесь открывается необычная панорама на сцену и зрительный зал. Затем идем еще выше - в помещение, где управляют светом во время спектакля. Это совсем под крышей. Чтобы работать и видеть сцену, необходимо сидеть на специальном высоком стуле. Иначе не видно.
14.10 Спектакль закончился. Мы идем за кулисы и выходим на сцену. Здесь уже демонтируют декорации. В этом процессе участвуют сразу три цеха: мебельный, реквизиторский и монтировочный. Затем сразу же начинается монтаж декораций к вечерней премьере - "Дон Кихоту". Я обращаю внимание на крохотный столик с пультом управления и микрофоном, который располагается в глубине кулис. Это место помощника режиссера.
14.30 На Маленькой сцене закончился второй за сегодняшний день спектакль "Волшебное кольцо" - одна из четырех постановок в рамках проекта "Молодые режиссеры - детям". Это сказка про то, как пройти испытание "медными трубами". Досталось Ване (бесподобный Роман Степенский) кольцо "золотно волшебно", и не смог он поначалу правильно им распорядиться. Возгордился, друзей старых, верных забыл. Но все хорошо кончилось, помните?
15.00 А теперь мы спускаемся вниз и оказываемся в подвальном помещении под самой сценой. Оно называется трюм. Здесь виден поворотный механизм сцены и множество люков, открыв которые можно оказаться прямо на сцене. Это необходимо для внезапных появлений предметов или персонажей в спектакле. На каждом люке написано то, что должно появиться. В 1980-е годы к Дню Победы в этом подвале - среди труб и проводов - Алексей Бородин поставил спектакль "Одна ночь" о блокадном Ленинграде.
В следующих отсеках подвала хранятся массивные элементы сценографии. Здесь и старинный автомобиль из спектакля "Сотворившая чудо" (который, кстати, участвует почти во всех капустниках театра), и печальный оранжевый жираф из "Думайте о нас", и алые паруса из прославленного музыкального спектакля театра. Что это? Металлическое седло на колесиках? Нет, это конь Дон Кихота. Жаль, что его не будет на премьере, его исключили.
15.30 Идем еще в один зал. Это так называемая Черная комната. Камерное пространство, где еще совсем недавно располагался один из репетиционных залов. Здесь почти все готово к спектаклю по пьесе Людмилы Улицкой "Мой внук Вениамин" - одной из последних премьер театра. Простая и сложная история одновременно, главной темой которой становится материнская любовь. Идут последние приготовления к спектаклю. И параллельно здесь же проводится занятие клуба "Театральный словарь", созданного для подростков и их родителей и ориентированного на театральные профессии. Разговор на этот раз идет об освещении спектакля.
15.45 Совсем коротко заглядываем в гримерную комнату. Здесь заканчивается грим к спектаклю. На кресле Наталья Николаевна ПЛАТОНОВА - исполнительница роли Елизаветы Яковлевны.
16.00 Мы проходим по всем этажам театра. Вот костюмерный цех, где уже приготовлены костюмы к "Дон Кихоту". Далее реквизиторский цех. Мне бросается в глаза ведро с огромным количеством шпаг. С этими шпагами вся молодая мужская половина театра репетирует сейчас роли мушкетеров - один из номеров, который будет на юбилейном вечере Молодежного театра в конце декабря.
Заглядываем в мужскую гримерку и застаем там старожила театра, режиссера и актера Алексея Анатольевича БЛОХИНА. Затем заходим в кабинет художественного руководителя театра Алексея Владимировича БОРОДИНА, который сам в это время в ГИТИСе - готовит со студентами своей Мастерской премьеру класс-концерта. На самом видном месте красуется макет парусника с алыми парусами.
16.20 Идем обедать. Оказывается, буфет РАМТа славится на всю Москву. Здесь очень вкусно! Журналисты и фотографы заранее приходят по служебным делам в театр, чтобы до интервью еще успеть заглянуть в буфет. Обедаем в компании одного из моих любимых актеров, еще одного старожила театра - Юрия Герасимовича ГРИГОРЬЕВА. Умираем со смеху - Юрий Герасимович смешит до слез.
16.45 Совсем коротко заглядываем на репетицию спектакля "Шатов. Кириллов. Петр" по мотивам романа Достоевского "Бесы", которая проходит на Маленькой сцене. Режиссер Александр Доронин и исполнители главных ролей Алексея ЯНИН, Андрей СИПИН и Сергей ПЕЧЕНКИН эмоционально обсуждают будущий спектакль. Премьера должна состояться весной 2012 года.
17.00 Идем еще на одну репетицию. Детский спектакль "Леля и Минька" по одноименному циклу рассказов Зощенко должен стать первой премьерой в новом году. Режиссер Рузанна МОВСЕСЯН вместе с актерами Анной КОВАЛЕВОЙ (Леля), Дмитрием КРИВОЩАПОВЫМ (Минька) и Денисом БАЛАНДИНЫМ (загадочный персонаж, название которому еще не придумали) репетируют сцену возвращения "великих путешественников" из "кругосветного путешествия".
18.00 Опять идем на грим. Молодой актер Денис ШВЕДОВ превращается в седого Дон Кихота. Благодаря умелой работе гримера меняется даже выражение лица. Рядом на кресле удобно устроился Филипп АНДРЕЕВ - юный артист, исполнитель роли Пастушка, азартно играющий на приставке PSP.
19.00 Спектакль "Дон Кихот" начинается. Режиссер Юрий ЕРЕМИН взял за основу киносценарий Евгения Шварца по одноименному роману Сервантеса. Спектакль длится всего два часа с небольшим, и за это время актеры успевают внятно рассказать "историю рыцаря Печального Образа". Зрители погружаются в серый и сумеречный мир Испании начала XVII века. В нем приходится существовать и ему противостоять самому мудрому безумцу или самому безумному мудрецу. Дон Кихот у Еремина - очкарик. А не над очкариками ли всегда смеются жестокие дети в школе?
21.20 Последние зрители покидают театр, заканчивают работу билетеры, администраторы, гардеробщики - они выходят из театра одними из последних. В театре остается ночная смена монтировщиков, рано утром они начнут готовиться к утреннему спектаклю…
Светлана Бердичевская
"Городские кассы"