Ищите женщину
Еще одна обязательная составляющая "Норильских сезонов" - спектакли для детей. В этом году она, на мой взгляд, самая удачная за прошедшие три фестиваля - его организатор Фонд Михаила Прохорова привез в Красноярск две отличных сказки московского РАМТа (Российского академического Молодежного театра).
Этот театр - вообще один из лучших в России, что подтверждают многочисленные премии и награды. Но дело не только в них. Попадая в РАМТ, окунаешься в атмосферу настоящего театра-дома, какие еще сохранились у нас в стране в очень небольшом количестве (увы, увы). Только в таком театре могут появляться спектакли, где главная характерная черта - сильная ансамблевость.
Алексей БОРОДИН, который руководит РАМТом больше 30 лет, охотно приглашает на постановки режиссеров из самых разных школ. И не боится экспериментировать. Успешным результатом одного из таких экспериментов стал проект "Молодые режиссеры - детям", поддержанный грантом правительства России, в рамках которого репертуар театра пополнили сразу четыре сказки. Один из этих спектаклей, "Как кот гулял, где ему вздумается" Р. Киплинга в постановке Сигрид СТРЕМ-РЕЙБО, РАМТ привез в Красноярск. Сказка отмечена "Золотой Маской" и Гран-при Национальной театральной премии "Арлекин".
"Кот" - яркий пример того, что качественный спектакль можно при желании сделать буквально из ничего. Из реквизита в нем - всего пара лестниц, несколько фонариков да коврик, который превращается то в пещеру, то в дубинку, то в баранью ногу. Плюс шестеро харизматичных молодых актеров, способных с помощью мимики и пластики показать все, что угодно. Причем с такой непринужденностью, что возникает полное ощущение, будто история рождается прямо сейчас, в присутствии зрителей. Не случайно жанр постановки обозначен как "импровизация на тему" - импровизируют в РАМТе мастерски.
Действие начинается в темноте, которую актеры начинают подсвечивать карманными фонариками. Поскольку происходит все в камерном пространстве (в Красноярске "Кота" играли на малой сцене ТЮЗа), в атмосферу спектакля включаешься моментально. Темная среда - это дикий-дикий лес. Мужчина (Роман СТЕПЕНСКИЙ - кстати, роли распределяются на глазах у зрителей) - не менее дикий представитель этой мрачной первобытной стихии. Но вскоре он встречает Женщину (Анна КОВАЛЕВА) - и это дает старт человеческой цивилизации. Женщина вносит в его жизнь свет, огонь, уют и еще много чего нужного и приятного. Животных (Денис БАЛАНДИН, Мария РЫЩЕНКОВА и Александр ДЕВЯТЬЯРОВ) приручает тоже она. И хотя Кота (Алексей МИШАКОВ) невозможно приручить по определению, договориться с этим гордым и своенравным животным способна только женщина. Выводы, как говорится, делайте сами.
Такой спектакль просто идеален для семейного просмотра, он интересен любым возрастам. И вроде бы приемы у актеров простейшие - с первого курса театрального вуза, когда они учатся с помощью своей органики показывать характер разных животных. Очевидно, что многие сцены в "Коте" рождались этюдным способом и местами они напоминают капустник - как, например, эпизод, где животные пробираются ночью к своим хозяевам в теплую пещеру. Или сцена, где актеру Александру Девятьярову явно не улыбается быть банальной Коровой, и он пытается прикинуться кем угодно - хоть морским львом, хоть хомячком (номер не проходит). Но одно дело - найти все эти краски, и совсем другое - сложить из них цельную картинку, где не было бы ничего излишнего и аляповатого. Игровые вольности в сказке РАМТа вовсе не кажутся избыточными.
Забегая немного вперед, скажу, каким удовольствием было вскоре увидеть артистов из этой сказки в ролях чеховских комических персонажей в спектакле "Чехов-GALA".
Елена Коновалова
krskdaily.ru